Пророк Амос (עמוס) — еврейский пророк в период Первого Храма. Книга пророка Амоса является частью ТаНаХа и входит в раздел Трей Асар — т.н. «12 малых пророков».
Амос происходил из колена Ашера (Седер адорот).
Был богатым владельцем стад в Текоа, в наделе своего колена (Амос 1:1, 7:14-15, Раши; Недарим 38а).
Учился у пророка Ошеи и получил от него посвящение. В 3110 году (650 г. до н.э.) начал пророчествовать (Седер адорот).
Амос предсказывал катастрофу, ожидающую весь народ Израиля. «И пошлю Я огонь на Иудею, — говорил он от имени Б-га, — и пожрет он дворцы Иерусалима». За что евреи будут наказаны? «За то, что отвергли они Тору Б-га и уставов Его не соблюдали — они были обмануты своей ложью» (Амос 2:4-5).
И подобная же кара ожидает северные колена. «Вот, Я придавлю вас, как давит повозка, груженная снопами, — передавал пророк слова Творца, обращенные к жителям Израиля, — быстрый не сможет убежать и сильный не устоит со своей силой…» (там же, 2:13-14).
Почему гнев Всевышнего обрушиться именно на евреев? Амос дает, на первый взгляд, парадоксальный ответ: «Только вас Я признал из всех племен земли — поэтому и взыщу Я с вас за все грехи ваши» (там же, 3:2). Именно потому, что Всевышний избрал Израиль, Он стремится очистить Свой народ от грехов искупительными страданиями (Рамбан, Шаар агмуль 10).
Однако, ни власть имущие, ни народ не желали слушать грозных предостережений. А поскольку Амос, как и величайший из пророков Моше (Моисей), заикался, толпа издевательски насмехалась над ним: «Из всех Своих созданий Б-г не нашел никого другого, кроме этого заики, чтобы доверить ему Свои откровения?!» (Ваикра раба 10:2, Маарзо).
А Амос настойчиво утверждал от имени Б-га: «Погибнут от меча все грешники Моего народа, которые говорят: Не постигнет и не придет на нас это бедствие!» (Амос 9:10, Радак).
В 3114 году (646 г. до н.э.) в северном Израильском царстве воцарился Яравам, сын Йоаша, который продолжал служить идолам, установленным в Бейт-Эле и Дане (II Мелахим 14:23-24).
Амос пришел в Бейт-Эль и при большом стечении народа объявил от имени Б-га: «И восстану Я с мечом на дом Яравама!».
Главный жрец Бейт-Эля Амация сразу же донес царю, будто Амос призывает к бунту. А от самого пророка Амация потребовал: «Иди, провидец, беги в страну Йеуды и там ешь хлеб, и там пророчествуй! А в Бейт-Эле больше не пророчествуй, ибо тут святилище царя и дом царский» (Амос 7:10-13).
Но Амос не отступил. С суровой ясностью он предсказывал опьяненному грехами народу близкое будущее — изгнание и рассеяние среди других народов. «Повелю Я, — передавал Амос слова Б-га, — и встряхну дом Израиля среди всех народов, как трясут решетом» (9:9).
Тогда, в изгнании, прервется прямая связь между евреями и Творцом, осуществляемая через Его пророков. «Вот наступают дни, — предрекал Амос от имени Б-га, — …когда пошлю Я голод на землю. Не голод без хлеба и без воды, а голод и жажду по слову Б-га!» (там же, 8:11).
Но в конце долгого изгнания придет избавление: «И возвращу Я изгнанников Моего народа, Израиля, и отстроят они опустевшие города и поселятся в них, …и разведут сады и будут есть их плоды. И поселю Я их на земле их, и не будут они больше вырваны из своей земли, которую Я дал им, — сказал Г-сподь Б-г» (там же, 9:14-15).
В конце времен, после возвращения изгнанников, будут восстановлены династия царя Давида и Иерусалимский Храм. Амос образно предрекает: «В тот день подниму Я кущу Давида, которая упала, …и восстановлю разрушенное и отстрою, как было в дни древности» (9:11, Раши и Маари Кара).
Пророк говорит о далеком будущем с такой ясностью и уверенностью, как будто предсказанные события уже произошли на его глазах. И он сам поясняет: «Ведь Г-сподь Б-г не делает ничего, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Амос 3:7).
Его учеником был пророк Йешаяу (Седер адорот 3140).