Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Делай добро — и бросай его в воду… Сегодня — годовщина смерти рава Биньямина Бениша Финкеля (1912-1990) — руководителя иерусалимской ешивы «Мир». Он отдавал много сил благотворительности, втайне помогая вдовам, сиротам и неимущим. В то же время под его руководством ешива Мир стала крупнейшим центром изучения Торы в еврейском мире.
Йом Кипур в бейт-мидраше раби Шалома из Бельц. Все собрались на утреннюю молитву, но кантор до сих пор не пришел. Он задержался, потому что помогал одному тяжело больному постояльцу своей гостиницы: готовил ему горячий чай и еду. Когда кантор вошел в синагогу, все уже успели прочитать «Песукей де-зимра» (первую часть утренней молитвы). Он занял свое место и, увидев в молитвеннике слово «Мелех» (Царь), просто задрожал. Он вспомнил диалог между раби Йохананом бен Закаем и римским полководцем Веспасианом. Талмуд рассказывает, что Веспасиан спросил раби Йоханана: «Если ты назвал меня царем, почему же ты не пришел ко мне раньше?»
После молитвы раби Шалом подошел к кантору и спросил, что случилось утром. Тот испугался и начал извиняться, объясняя, что произошло. «Не оправдывайся, — сказал раби Шалом, — я так и чувствовал, что утром ты был занят выполнением великой заповеди. Ведь сказано: “Спасающий одного человека, подобен спасающему весь мир”. Знай, что твоя молитва была принята наверху, а за свой поступок ты получишь большую награду».
5-я заповедь — запрещение поклоняться идолам. И ясно, что понятие «идолы» включает в себя все объекты поклонения, кроме а-Шема. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Не поклоняйся им» (Шмот 20:5). И здесь не имеется в виду, что запрещено только «поклоняться», но Тора упоминает лишь один из видов служения, подразумевая, что запрещено также приносить жертвы идолам и совершать воскурения перед ними. И тот, кто преступает один из этих запретов, — т. е. поклоняется идолам, приносит им жертвы, возливает на их жертвенник вино или совершает воскурение перед идолами — приговаривается к побиению камнями.
Сказано в Мехильте: «“Приносящий жертвы богам — да будет истреблен” (Шмот 22:19). Наказание за нарушения запрета нам сообщено, но где же сам запрет? Тора говорит: “Не поклоняйся им” — в этом речении содержится и запрет приносить жертвы идолам. “Приносящий жертвы богам” — идолам, а не а-Шему — подвергается наказанию даже в том случае, если жертвоприношение не является общепринятым видом служения данному идолу. И также совершающий — по отношению к идолам, а не к а-Шему — любой из видов служения, подпадающих под этот запрет Торы, подвергается наказанию независимо от того, являются ли совершаемые им действия общепринятым видом служения данному идолу».
В этих словах Мехильты имеется в виду, что, поскольку эти четыре вида служения — поклонение, жертвоприношение, воскурение и возлияние вина на жертвенник — заповеданы нам по отношению к а-Шему, да будет Он превознесен, каждый, кто совершает один из этих видов служения по отношению к идолам, подвергается побиению камнями, даже если совершенное им действие не является общепринятой формой служения данному идолу. Такое идолослужение называется «несвойственным» (Сангедрин 56б), т. е. нехарактерным для служения данному идолу.
И тот, кто намеренно совершает по отношению к идолу один из четырех указанных видов служения, приговаривается судом к побиению камнями — если имеются все необходимые условия для вынесения приговора (показания двух свидетелей и т. д.). Но если об его преступлении не становится известно суду, он карается «отсечением души» (карет). Если же такой проступок совершается неумышленно, нарушитель приносит установленную грехоочистительную жертву.
Окончание следует