Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Сегодня вечером наступает месяц хешван. Полное его название — мархешван, от слова «мар», горький: горький месяц хешван. Действительно, на него не выпадают праздники, в нем не произошло никаких счастливых событий еврейской истории.
Несмотря на то, что изучение Торы считается очень важной заповедью, когда некому выполнить другую важную заповедь, или эта заповедь распространяется только на какого-то конкретного человека, он обязан временно оставить учебу и сделать все необходимое.
Однако когда другие люди могут выполнить эту заповедь, нельзя прерывать изучение Торы для ее выполнения.
247-я заповедь — повеление спасать преследуемого от руки того, кто преследует его, чтобы убить, и даже ценой жизни преследователя. Иными словами, нам заповедано убить преследователя, если мы не можем спасти преследуемого другим способом.
И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если подерутся мужчины между собою, и подойдет жена одного, чтобы освободить своего мужа из руки бьющего его, и протянет руку свою, и схватит того за срамные части, то отсеки ее руку; пусть не сжалится твое око» (Дварим 25:11-12). И сказано в Сифри (Ки тэце): «За срамные части» — поскольку ущерб в срамных частях представляет опасность для жизни, необходимо «отсечь ей руку». Подобно этому, спасая любой орган, потеря которого угрожает жизни человека, предписывается «отсечь руку». «Отсеки ее руку» — сказано так, чтобы научить, что ты обязан спасти его даже ценой ее руки. А откуда известно, что, если ты не можешь спасти ценой руки, то обязан спасти ценой жизни преследователя? Тора сказала: «Пусть не сжалится твое око».
В этом заключается эта заповедь. А то, что сказано в стихе «жена одного», так просто Тора привела распространенный пример. Но имеется в виду, обязанность спасать любого преследуемого, поражая, в случае необходимости, отдельные части тела преследователя. И если не возможно спасти, не убив преследователя, его убивают.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Сангедрин (72-74а).