Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Нужны ли нам вундеркинды? Нет, ответил рав Моше Софер (1762-1839), если они недостаточно богобоязненны. Однажды он отказался принять в ешиву юношу, обладавшего исключительными способностями, только потому, что тот наступил на ветки, служившие несколько дней назад для исполнения заповеди сукки. Рав Моше Софер, один из авторитетнейших законоучителей последних поколений, известен по имени своей книги «Хатам Софер». Сегодня — годовщина его смерти.
Надав десять лет провел в ешиве. Минуло два года после того, как он оставил учебу. И вот он случайно встречает своего друга Аарона, который продолжает там учиться. Ах, как ему хочется расспросить Аарона о старых друзьях: у кого блестящие успехи, у кого, напротив, учеба хромает? Но, поскольку подобная беседа безусловно повлечет за собой целый ряд запрещенных высказываний, Надаву следует подавить в себе естественное любопытство и постараться побеседовать с Аароном на более нейтральные темы.
И еще: такому человеку (который приучился молчать) можно доверить секрет — поскольку он не привык много говорить, никому доверенное не раскроет. И еще: он не привычен к сплетням, и об этом сказано: «Жизнь и смерть во власти языка» (там же 18; 21). Ибо своим языком человек может натворить пострашнее, чем своим мечом: он может предать смерти другого, кто находится далеко от него, а меч умерщвляет только того, кто рядом (Эрхин 15б). Вот почему человеку даны два глаза, два уха, две ноздри, но один рот, — чтобы он меньше разговаривал. Молчание приличествует мудрецам, а уж глупцам — тем более (Псахим 99б). Ограда мудрости — молчание (Авот 3; 13). Лучшее лекарство — молчание (Мегила 18а).