Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
«ДИСПУТ ВЕКА! РАВВИН ПРОТИВ СВЯЩЕННИКА!» Так выглядели бы заголовки газет, сообщавших о предстоящем мероприятии, если бы они существовали в XIII веке. Диспут, в котором участвовал рабби Моше бен Нахман (Рамбан, 1194-1270) — один из величайших еврейских мудрецов всех времен, глава своего поколения, выдающийся комментатор Торы и знаток сокровенной мудрости, с одной стороны, и монах-выкрест, с другой, завершился сокрушительным разгромом последнего, а инквизиция вынудила Рамбана покинуть Испанию. Сегодня — годовщина смерти мудреца.
***
У всех ли ваших друзей и родных есть русский текст Пасхальной Агады? Скопировать его можно отсюда. Песах кашер ве-самеах!
Это один из овощей с таким названием (в современном значении — сельдерей), картофель, свежая редька или другой съедобный негорький овощ. Карпас размещается в левой части блюда, позади яйца и напротив харосета. Поскольку карпас как бы «обслуживает» марор, так же как и харосет (об этом мы еще будем говорить), он располагается в одном ряду с харосетом — слева от него.
Это листья салата-латука или любого другого овоща, который может быть марором, независимо от того, использован ли он в этом качестве за данным столом. Хазерет располагается на другом конце блюда — между харосетом и карпасом, под ними и за марором. Все, что может использоваться в качестве марора, годится для хазерета и наоборот, так что они отличаются только названиями. Дополнительное название для горького овоща — хазерет — было введено для того, чтобы отличить марор, с которым связана заповедь, от другого горького овоща, введенного в Седер мудрецами в качестве напоминания о чуде (об этом ниже).