Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ежедневная учеба Подписаться

Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.

понедельник, 20 августа 20189 элуля 5778
Ни дня без Торы

В 1654 г. Яаков Барсимсон стал первым еврейский поселенцем в Нью-Амстердаме (Нью-Йорке), и вскоре туда прибыла группа из 23 евреев из Бразилии. Вначале губернатор отказал евреям в праве заниматься торговлей, проводить общественные молитвы и т. п. Барсимсон подал апелляцию, и добился равноправия. В ходе одного инцидента он был вызван в суд в Шаббат, и мужественно отказался явиться, и, на удивление, суд не наказал его. Еврейская гордость и новаторский дух Барсимсона проложили путь будущим поколениям еврейских иммигрантов.

Воспитание детей. Любовь

Комментарий о больном ребенке

(См. примеры в выпуске за прошлый понедельник.)

В «неправильном» диалоге мать беспокоится, что ребенку может «понравиться» болеть из-за слишком большого сочувствия к нему. Мать намеренно ведет себя холодно и резко, она показывает тем самым, что ходить в школу гораздо интереснее, чем сидеть дома. Это, надеется она, будет способствовать более быстрому выздоровлению ребенка. Доводы матери разумны, если она не окружает ребенка достаточной заботой, когда он здоров. Иногда дети симулируют болезнь или доводят себя до нее только для того, чтобы получить недостающую им заботу. Но если ребенок привык к вниманию, ему покажется естественным и законным особый уход и повышенное внимание родителей во время болезни.

Ухаживать за больным мицва, а уж тем более, если болеет близкий человек. Ашем Сам выполнил эту мицву, навестив Авраама после брит-милы (обрезания). Существует много законов, в которых указывается, как именно следует ухаживать за больными. В них подчеркивается важность быть чутким и отзывчивым к их нуждам и настроениям. В «правильном» диалоге мама не скрывает своей озабоченности болезнью ребенка и дает ему понять, что сделает все возможное, чтобы он скорее поправился. Она уделяет ему достаточно внимания, когда он здоров, и поэтому не опасается, что у него возникнет желание подольше поболеть.

Посмотреть полностью


Биография

Ужесточение мер

Биография Виленского Гаона. Продолжение

Р. Элияу опасался, что в хасидском движении нашла свое дальнейшее воплощение ересь лжемашиаха Шабтая Цви и его последователя Яакова Франка, влияние которого было особенно ощутимым именно на Украине и в Польше. В начале зимы 5532 /1772/ года два вождя белорусских хасидов р. Менахем-Мендл из Витебска и р. Шнеур-Залман из Ляд специально прибыли в Вильно, чтобы встретиться с р. Элияу и попытаться разъяснить ему подлинную позицию хасидизма. Однако Гаон наотрез отказался их принимать.

Р. Шнеур-Залман вспоминал, что Гаон «дважды захлопывал двери перед их носом», а когда они «начали чересчур настаивать» на встрече, р. Элияу «уехал из города» — и не возвращался, пока они оставались в Вильно. Из решительного поведения Гаона хасидские посланники заключили, что «вопрос для него совершенно ясен… и решение по нему уже принято» — поэтому-то Гаон и избегал встречи, которая могла бы быть интерпретирована как косвенная легитимация хасидизма. В месяце нисан 5532 /1772/ года в переполненной Большой синагоге Вильно был объявлен «великий херем» — все последователи хасидизма отлучались от еврейской общины. Текст херема, под которым стояла подпись Гаона, был разослан по общинам Европы. В глазах всего еврейского мира именно Гаон возглавил лагерь миснагдим (противников хасидизма).

В Литве и Белоруссии начались жестокие преследования. Хасидов, как и «франкистов», старались отсечь от еврейского мира, чтобы они не могли распространять среди евреев свое учение. Запрещалось есть вместе с хасидами и разговаривать с ними, предоставлять им ночлег и сдавать им жилье в аренду, даже просто «стоять рядом с хасидами на расстоянии ближе четырех локтей». Пресекались браки с хасидами, а в ряде случаев отцы понуждали дочерей разводиться с мужьями, присоединившимися к хасидским общинам. Повсеместно закрывали молитвенные дома хасидов, а их самих с позором изгоняли из городов и местечек. Предпринятые гонения дали ожидаемый результат только в самой Литве, поскольку в том же 5532 /1772/ году после первого раздела Польши большая часть Белоруссии и Украины отошла к Российской империи, а Литва еще на двадцать три года осталась по другую сторону границы, в составе Польши.

Продолжение следует


Получайте этот листок на имейл ежедневно!