Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ежедневная учеба Подписаться

Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.

Законы лашон а-ра

БЕРЕГИ СВОЮ РЕЧЬ. Часть 3. Запрет на сплетни. Глава 1

3. Утверждение, не унижающее, но вызывающее вражду

Уже два года между господином Цейтлиным и господином Шацем натянутые отношения. Дошло до того, что Цейтлин считает каждого, кто оказывает услуги Шацу, своим персональным врагом. То же самое, и у Шаца.

Добродушный Саша Бейлин, готовый любить всех, отказывается принять чью-либо сторону в этой затянувшейся вражде. Когда Цейтлин попросил у него денег взаймы, Саша с радостью ссудил ему нужную сумму.

Лева Гевалдек, знакомый Шаца, рассказал тому о поступке Саши Бейлина. В результате господин Шац, ослепленный враждой к господину Цейтлину, невзлюбил теперь и Сашу.

Лева виновен в распространении слухов, хотя, когда он рассказывал о передаче денег, он похвалил Сашу, сказав, что тот поступил благородно и выполнил важную заповедь.

Посмотреть полностью


Цдака и маасер

ЛЮБОВЬ К БЛАГОДЕЯНИЮ.Часть 2. Глава 20. Подробности законов отделения денег на цдаку

2. Некоторые законоучители считают, что правило «не тратить больше чем хомеш» относится только к случаю, когда человек сам ищет нуждающихся, чтобы раздать им цдаку. Однако если бедняки пришли к нему сами, голодные и раздетые, так что он обязан насытить их и прикрыть их наготу, как сказала Тора (Дварим 15:8): «…И давай ему… по мере нужды его, чего недостает ему», или если он увидит пленных, которых он обязан выкупить, как повелел Всевышний, и он желает выделить на это больше чем хомеш, это разрешено, и, <более того>, считается проявлением благочестия. Я считаю, что речь идет о случае, когда нет прямой угрозы для жизни, если же такая угроза существует, как, например, в случае, когда пленника собираются казнить, или, когда голодный близок к тому, чтобы умереть от голода, тогда нет никакого ограничения в размере хомеша [то есть, в этом случае человек просто обязан сделать все от него зависящее, чтобы спасти жизнь — прим. пер.]. И единственное, о чем мудрецы говорили, что «свое — в первую очередь» это жизнь [если человек находится в опасной ситуации вместе с кем-либо, и у него есть возможность спасти только одного, он спасает себя, в соответствии с правилом «если стоит выбор: своя жизнь или жизнь товарища — своя в первую очередь» — прим. пер.], однако мы не находим у них правила «свое имущество важнее, чем жизнь товарища».


Комментарий к недельной главе

ГЛАВА ТРУМА

Мебель дороже дома

Б-г сказал Моше: «Вели Бецалелю, чтобы он сделал Мне Мишкан (Святилище), Ковчег Завета и келим (утварь)» Когда Моше передавал это указание Бецалелю, мастеру на все руки, он изменил порядок: вначале назвал Ковчег, затем — келим и лишь в конце — Мишкан.

Бецалель возразил: «Моше, учитель мой, но в мире заведено по-другому: вначале человек строит дом и лишь потом обставляет его. Ты велишь мне вначале изготовить утварь, но где я буду ее размещать?»

В самом деле, почему Моше изменил указание Творца? Потому что он давал Бецалелю не строительную инструкцию и не производственное задание. Он говорил с ним не как архитектор с подрядчиком. Моше говорил концептуально — он стремился, в первую очередь, правильно выразить сущность Мишкана и его назначение.

Именно Ковчег, Арон а-кодеш был главным элементом Мишкана. Слово арон (не путать с именем Аарон) образовано от корня ор, свет. Арон а-кодеш был светочем Мишкана, поскольку в нем хранилась Святая Тора в форме скрижалей, дающая свет всему миру. Без него Святилище, построенное евреями в пустыне, было бы пустой безжизненной скорлупой, как водопроводный кран, в котором нет воды — живой воды Торы.

Посмотреть полностью

Получайте этот листок на имейл ежедневно!