Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ежедневная учеба Подписаться

Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.

понедельник, 19 декабря 201619 кислева 5777
Ни дня без Торы

Учитесь у маленьких детей, как служить Б-гу, — говорил Магид из Межерича, рабби Дов Бер (1710-1772), — они всегда веселы, никогда не сидят, сложа руки, а когда им больно — плачут. Магид, преемник Баал Шем Това, объединил хасидов в структурированное, связное движение. Единственный, кроме него, кто стоял практически в одиночку во главе всего хасидского течения. Сегодня — годовщина его смерти.

Законы лашон а-ра

БЕРЕГИ СВОЮ РЕЧЬ. Часть 2. Глава 9

11. Измените тему!

Есть один очень действенный метод не слушать злословие: если вы не в силах остановить собеседника упреком, то смените тему разговора! Даже если злословящий не сразу поддается на этот прием (людей, произносящих лашон а-ра, обычно трудно остановить) — вы должны взять инициативу разговора в свои руки.

Как только ваш собеседник начинает фразу: «Ой, что наш Рувим сделал вчера?» — быстренько напомните ему о том, что пишет Раши о благословении Реувена в недельной главе или, в крайнем случае, пожалуйтесь на сильную боль в спине.

Посмотреть полностью


Воспитание детей

Любовь и власть в еврейском воспитании

В семьях, где существует тесная эмоциональная связь между детьми и родителями, последние обладают необыкновенной силой воздействия на подростков. Эта сила —родительская власть — предписана нам Торой. По алахе — еврейскому закону — ребенок обязан выделять своих родителей изо всех людей, с которыми ему приходится сталкиваться в жизни. Создатель предписывает естественный страх перед родителями, сочетающийся с глубоким почтением и уважением. Всем детям свойственна некоторая идеализация дорогих для них людей, поэтому зачастую они испытывают благоговейное чувство к своим родителям и ощущают на себе их сильнейшее влияние. Даже в более зрелом возрасте, когда слепое повиновение уступает место трезвым оценкам, дети продолжают считать своих родителей людьми необыкновенными. Раби Йерухам Лейбович, машгиах (духовный руководитель) ешивы «Мир» в 30-е годы, утверждал, что каждому человеку следует искать в своих родителях замечательные черты, чтобы должным образом выполнять мицву (заповедь) почитания родителей. Если дети воспринимают родителей в таком свете, то каждое произносимое ими слово или поступок воздействует на ребенка особым образом. Любой разговор с детьми, любой контакт имеет глубокий смысл и далеко идущие последствия.

Таким образом, родители постоянно чувствуют себя ответственными за все сказанное и содеянное. Мысль о том, что все наши промахи могут нанести детям непоправимый вред, пугает. Но не следует впадать в уныние: чтобы ошибки, совершаемые родителями зачастую совершенно бессознательно, могли существенным образом повлиять на характер взаимоотношений в семье, они должны многократно повторяться. Кроме того, постоянное общение с детьми и духовная близость с ними сглаживают возможные шероховатости, нейтрализуют неблагоприятный резонанс от допущенных ошибок. Важно отнестись к этому осознанно и умело использовать свою власть.

Посмотреть полностью


Биография

ЕВРЕЙСКИЕ МУДРЕЦЫ. АМОРАИ. Раби Йоханан

Второе поколение амораев Земли Израиля

Раби Йоханан и Реш Лакиш, главы этого поколения мудрецов, заложили основы Иерусалимского Талмуда. И хотя этот Талмуд был создан в знаменитых ешивах Тверии, Ципори и Лода, он получил имя разрушенного города, лишь раз в году, 9-го ава, доступного для евреев — в этот день римские власти позволяли им приходить к уцелевшей стене Храма и оплакивать свою святыню. И именно в этом поколении центр тяжести еврейского мира стал неумолимо смещаться в сторону Вавилонии: ешивы Неардеи, Суры и Пумбедиты привлекали тысячи и десятки тысяч знатоков Торы, перетягивая чашу весов. ***

Раби Йоханан (ум. в 4039 /279/ г.) — глава мудрецов Земли Израиля, заложивший основы Иерусалимского Талмуда. По свидетельству Талмуда, будущее величие р. Йоханана было предсказано еще до его появления на свет. Однажды в пост Йом Кипура его мать попросила есть — ей казалось, что ребенок в ее чреве требует еды. За алахическим решением обратились к р. Йеуде Анаси, а он посоветовал, чтобы матери шепнули на ухо: «Сегодня Йом Кипур». Шепнули — и «ребенок в ее чреве перестал требовать пищи». И тогда р. Йеуда Анаси предсказал, что у этой женщины родится праведник и мудрец.

Р. Йоханан был сиротой от рождения — его мать умерла при родах, а отец — за несколько месяцев до его появления на свет (Кидушин 316). В юности он учился в ешиве у р. Йеуды Анаси, а затем изучал Тору у р. Ханины бар Хамы и его друга р. Йеошуа бен Леви. Однако основным его наставником стал р. Ошая — в его ешиве, расположенной в г. Кейсарии, р. Йоханан занимался 13 лет. Когда период ученичества был завершен, он основал собственную ешиву в г. Тверии. Ближайшим его учеником, а затем талмид-хавером (младшим партнером по учебе) и неизменным оппонентом стал р. Шимон бен Лакиш — в большинстве трактатов Талмуда приведены алахические дискуссии между ними.

Окончание следует

Посмотреть полностью

Получайте этот листок на имейл ежедневно!