Раби Натан-Нета бар Шломо Шапиро из Кракова (Мегале амукот; 5345-5393 /1585-1633/ гг.) — законоучитель, преподаватель Талмуда и кабалист.
Семья происходила из немецкого города Шпейера — напоминанием об этом стало фамильное прозвище «Шапиро».
Изучал законы Торы в ешиве Маарама из Люблина. От одного из посетивших Польшу учеников Аризаля воспринял сокровенную традицию кабалистов Цфата. Изучал также философию, астрономию и грамматику.
В 5377 /1617/ году р. Натан-Нета стал раввином общины г. Кракова, заменив на этом посту выдающегося законоучителя и кабалиста р. Йешаю Гурвица. Возглавлял также городскую ешиву. По свидетельству одного из его учеников, «обладал уникальной памятью и знал наизусть не только сам Талмуд, но и комментарии Раши, и Тосафот, а также кодексы Рифа и р. Яакова, сына Роша, — все это он преподавал так, как будто только что получил с Синайской горы» (Предисловие к книге Мегале амукот).
Из его алахических сочинений наибольшую известность получила книга Хидушей аншей шем (Заметки именитых людей) — один из классических комментариев на кодекс Рифа.
В большинстве изданий кодекса Рифа этот комментарий печатается рядом с основным текстом.
Основные его исследования были сосредоточены в области кабалы. Написал кабалистический трактат Мегале амукот (Открывающий глубины), прославивший его имя. В этой книге раскрываются, пласт за пластом, сокровенные глубины всего лишь одного стиха Пятикнижия: «И умолял я Г-спода в тот час, говоря…» (Дварим 3:23) — с этого стиха начинается повествование о том, как Всевышний запретил Моше войти с народом в Землю Израиля.
Большинство его кабалистических сочинений не были изданы, поскольку еще не пришло время для опубликования запечатленных в них тайн.
Его ближайшим учеником и последователем был р. Шимшон Острополер, раввин городка Полонное на Волыни.
Раби Натан-Нета Шапиро умер тринадцатого ава 5393 /1633/ года.
Его прямыми потомками были выдающийся законоучитель р. Йонатан Эйбещиц, один из основоположников хасидизма р. Пинхас Шапиро из Корица, а также р. Меир Шапиро из Люблина, основатель ешивы Хохмей Люблин и инициатор Даф йоми (Дневного листа) — знаменитой системы изучения Талмуда, распространившейся по всему еврейскому миру.
Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами