Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Выкупающий пленного за сто динаров или дающий подаяние бедному в сто динаров, что есть все, чего бедному недостает, не сравнятся с тем, кто выкупит десять пленных или восполнит недостающее десяти беднякам, каждому по десять динаров.»Орхот цадиким. Щедрость

Иссахар бен Яаков

Дата рождения: прибл. 1564 г. до н.э. (2197) Дата смерти: прибл. 1442 г. до н.э. (2319)
Период жизни: Тора и ранние Пророки

Иссахар бен Яаков (יששכר; 2197—2319 гг. /1563—1441 гг. до н.э./) — восьмой сын праотца Яакова (см.), один из родоначальников народа Израиля.

Родился в Харане 10 ава 2197 года; пятый сын жены Яакова — Леи. Когда у нее родился этот ребенок, Лея произнесла: «Дал мне Б-г награду (שכרי — схари) за то, что я отдала мужу свою служанку», — и ребенка назвали Иссахар (Берешит 30:17—18; Ялкут Шимони, Шмот 162; Седер адорот).

Изучал законы Б-га под руководством отца (Шмот раба 1:1).

Женился на Ариде из рода Эвера (см.), младшей сестре Адины, жены Леви (см.) (Сефер аяшар, Вайешев; Седер адорот). У Иссахара и Ариды родилось четыре сына: Тола, Пува, Иов и Шимрон (Берешит 46:13).

Иссахар принимал участие во всех походах, сражениях и испытаниях, пережитых сыновьями Яакова.

В 2238 году /1522 г. до н.э./, когда вся семья Яакова переселилась в Египет, Иссахар и еще четверо братьев были представлены фараону, который дал сынам Израиля надел на северо-востоке страны, в земле Гошен (Берешит 47:2—6, Раши; Берешит раба 95:4; Сефер аяшар, Ваигаш).

Иссахар бен Яаков умер в Египте в 2319 году /1441 г. до н.э./ — ему было 122 года (Ялкут Шимони, Шмот 162; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот). Его останки были перенесены из Египта и преданы земле в городе Цидоне (Сидоне), рядом с могилой его брата Звулуна (см.) (Сефер аяшар, Йеошуа; Седер адорот).

Потомки Иссахара составили одно из двенадцати колен народа Израиля. При выходе из Египта оно насчитывало пятьдесят четыре тысячи четыреста мужчин от двадцати лет и старше (Бемидбар 1:29), а перед вступлением в землю Израиля — шестьдесят четыре тысячи триста (там же 26:25). Колено Иссахара входило в стан Йеуды, располагавшийся к востоку от Шатра Откровения (Бемидбар 2:5). Знамя колена Иссахара было иссиня-черного цвета, и на нем — изображение солнца и луны, так как среди его потомков было множество знатоков астрономии и календарных вычислений (Бемидбар раба 2:7; Таргум Йонатан, Берешит 46:13).

При разделе Земли Израиля колено Иссахара получило участок в центре страны — от горы Тавор до реки Иордан (Йеошуа 1917—23). Это был единственный надел, защищенный со всех сторон другими коленами и вообще не имевший выхода к границам страны (Шивтей нахалатэха, Шаар Иссахар с. 170).

Потомки Иссахара посвятили себя изучению Торы, и к ним обращались за решением сложных алахических вопросов. Из этого колена вышел целый ряд глав Санхедрина (Йома 26а; Берешит раба 72:5, 98:12; Бемидбар раба 2:10, 13:15—16). У потомков Иссахара существовал договор с соседним коленом Звулуна, которое занимались коммерцией и торговлей: это колено обеспечивало материальные нужды потомков Иссахара и получало долю в их награде за изучение Торы (Берешит раба 72:5; Ваикра раба 25:2; Бемидбар раба 13:17; Раши, Берешит 49:13).

В 3205 году (555 г. до н.э.) потомки Иссахара были изгнаны ассирийцами вместе с остальными северными коленами, и в период Второго Храма они уже не вернулись на Святую Землю (Седер адорот акацар).

Путешественник р. Эльдад аДани, посетивший в 4640 году /ок. 880 г. н.э./ еврейские общины Вавилона, а затем Северной Африки и Испании, утверждал, что во время своих странствий побывал в государстве, населенном потомками Иссахара. По его словам, они «занимались Торой днями и ночами», говорили между собой на иврите, а с соседями-огнепоклонниками — по-персидски. Населяемая ими земля находилась на берегу моря и составляла десять дней пути в длину и приблизительно столько же в ширину. Во главе колена стоял судья (шофет) по имени Нахшон, и он имел право выносить даже смертный приговор по закону Торы (Сефер Эльдад аДани; Хипус асерет ашватим).

Свидетельства о потомках Иссахара, по-прежнему составляющих отдельную общину, собраны в письмах ближайшего ученика Виленского Гаона, р. Исраэля из Шклова, который был в конце своих дней главным ашкеназским раввином Иерусалима (Хипус асерет ашватим с. 142—143).

с разрешения издательства Швут Ами