Ицхак бен Авраам (יצחק אבינו; 2048—2228 гг. /1712—1532 гг. до н.э./) — великий праведник и пророк, второй из праотцев народа Израиля.
Родился в полдень 15 нисана 2048 года недалеко от города Грара, столицы палестинского царя Авимелеха (Берешит 21:2—3; Рош ашана 10б-11а; Берешит раба 53:6; Сефер аяшар; Седер олам зута 1:3; Седер адорот).
Более чем за год до его рождения Всевышний предсказал праотцу Аврааму (см.): «Твоя жена Сара родит тебе сына, и назовешь его именем Ицхак. И с ним Я скреплю Свой союз навечно…» (Берешит 17:19). Имя Ицхак было образовано от слова цхок (смех) — в память о том, что, когда Авраам услышал пророчество о рождении сына, он «пал на свое лицо и (радостно) рассмеялся (וַיִּצְחָק — ва-ицхак), подумав про себя: Неужели у столетнего родится?! Неужели девяностолетняя Сара родит?!» (там же 17:17, Рамбан; Раши, Берешит 17:19). А ровно за год до рождения ребенка ангел оповестил об этом и его будущую мать — пророчицу Сару (Берешит 18:10, Раши).
По свидетельству кабалистов, в Ицхаке воплотилась «искра души» ангела Гавриэля. Вместе с тем он был новым воплощением души Хавы, жены Адама (см.), — прародительницы всего человечества (Седер адорот). А внешне лицо младенца было удивительно схоже с лицом отца — Авраама (Таргум Йонатан, Берешит 25:19; Бава меция 87а; Берешит раба 53:6).
Был первым ребенком, обрезанным, согласно закону Торы, на восьмой день от рождения (Берешит 21:4). В 2050 году /1710 г. до н.э./, в день, когда двухлетний Ицхак был отнят от груди, Авраам устроил большой пир, на который пригласил своих наставников Шема (см.) и Эвера (см.), своего отца Тераха, а также палестинского царя Авимелеха (Берешит 21:8; Бава меция 87а; Сефер аяшар).
Ицхак учился у Авраама (Берешит раба 95:3; Рамбам, Законы идолопоклонства 1:3). Обучая сына заповедям, Авраам говорил ему: «В будущем Творец заповедует твоим потомкам делать то-то и то-то» (Рамбан, Шмот 15:25, Бейт аяйн).
В 2074 году /1686 г. до н.э./ семья переселилась в глубь страны, разбив свой стан у пересечения караванных путей — в месте, названном впоследствии Беэр-Шева. Там в течение многих лет они принимали на ночлег странников, обеспечивали их всем необходимым и приближали к вере в Единого Бога (Берешит 21:33; Берешит раба 54:6; Седер адорот).
Однако Ицхак не просто копировал путь служения отца, основой которого являлось милосердие (хесед). Главным качеством Ицхака стало мужество (гвура): его путь служения предполагал бескомпромиссное преодоление негативных свойств характера и желаний. Он относился к себе с мерой суда, не предполагавшей никаких поблажек и послаблений, — в том числе, и со стороны Творца (Зоар 1, 137б; Михтав меЭлияу т.2 стр. 208, т.5 стр. 58).
Предание рассказывает, что однажды, в месяце тишрей 2085 года /1676 г. до н.э./, старший брат Ицхака Ишмаэль укорил его: «Я более велик в служении Творцу, чем ты, — ведь я сделал обрезание в тринадцать лет, сознательно перетерпев боль, чтобы выполнить волю Бога и повеление отца. А тебя обрезали в восемь дней, когда ты еще ничего не понимал». «Тут нечем хвалиться! — ответил ему Ицхак. — Даже если Б-г повелит отцу принести всего меня в жертву, я с радостью выполню Его волю». И немедленно Творец обратился к Аврааму: «Возьми твоего сына, твоего единственного, которого любишь, — Ицхака, и пойди в землю Мория, и вознеси его там в жертву всесожжения на одной из гор, которую Я тебе укажу» (Берешит 22:2; Санхедрин 89б; Сефер аяшар, Ваера). В тот же день Авраам известил Сару, что назавтра поведет Ицхака учиться в ешиву к своим наставникам — Шему и Эверу. На рассвете отец и сын отправились в путь, взяв с собой также Ишмаэля и ближайшего ученика Авраама — Элиэзера. Авраам предупредил своих спутников, что по дороге они взойдут на одну из гор в земле Мория, чтобы совершить там жертвоприношение Творцу (Берешит 22:3; Пиркей дераби Элиэзер 31; Сефер аяшар).
По пути к Ицхаку подошел симпатичный молодой человек и спросил его о цели их путешествия. «Я иду изучать мудрость Торы», — ответил Ицхак. «При жизни или после смерти?» — уточнил встречный. И он открыл Ицхаку, что отец обманул его: на самом деле Авраам собирается зарезать его и принести в жертву. «Я готов к этому», — ответил Ицхак. «Не слушай его и не подчиняйся ему, — продолжал уговаривать встречный, — ведь он стар и уже выжил из ума. Сколько лет он постился и молился, чтобы Б-г даровал ему сына, а теперь он собрался тебя зарезать! Береги свою жизнь — это величайшая драгоценность». «Как бы то ни было, — ответил Ицхак, — я не ослушаюсь заповедей моего Создателя и повелений отца». А когда он пересказал слова молодого человека Аврааму, тот предостерег: «Сынок, не слушайся его и не подчиняйся ему, ведь это — Сатан, который стремится отвратить нас от выполнения заповедей Всевышнего» (Танхума, Ваера 22; Сефер аяшар; Берешит раба 56:4).
На третий день пути, десятого тишрея 2085 года, в Йом кипур, Авраам увидал над одной из гор облако, как будто прикрепленное к ее вершине, и понял, что это Шехина (Б-жественное присутствие). Он спросил у Ицхака, видит ли и он это проявление Шехины. Оказалось, что это облако видят только они — но ни Ишмаэль, ни Элиэзер его не замечают (Берешит 22:4; Танхума, Ваера 23; Берешит раба 56:2; Ягель либейну).
Дальше, к горе Мория, Авраам и Ицхак подошли вдвоем: сын нес дрова, приготовленные для всесожжения, а отец — нож для забоя жертвы и факел, чтобы развезти на жертвеннике огонь. По пути Ицхак спросил: «Мы несем с собой огонь и дрова. А где же агнец для всесожжения?» «Сынок, — отвечал ему Авраам, — тебя Б-г избрал в жертву» (Берешит 22:5—8; Пиркей дераби Элиэзер 31; Танхума, Ваера 23; Сефер аяшар).
Ицхак безоговорочно поверил в истинность пророчества, полученного его отцом. Он сказал: «Отец, все, что повелел тебе Б-г, выполни с радостью и со спокойным сердцем» (Санхедрин 89б; Сефер аяшар).
На горе Авраам и Ицхак восстановили древний жертвенник, на котором приносили жертвы еще Адам и Ноах (см.): Ицхак подавал камни, а отец их укладывал. Их сердца переполняла радость оттого, что они вместе выполняли волю Творца: Авраам был подобен отцу, который возводит брачный чертог для своего сына, а Ицхак будто возводил свадебный чертог для себя. И вот, после полудня, когда отец собрался возложить его поверх дров на жертвенник, Ицхак попросил: «Пожалуйста, отец, свяжи меня как можно крепче. Ведь я еще молод, и, возможно, от страха перед ножом мое тело содрогнется — как бы из-за меня совершенная тобой шхита не стала бы непригодной, и тогда твоя жертва не будет принята». А увидев, что Авраам плачет от жалости и любви к нему, Ицхак, сдерживая рыдания, сказал: «Отец, поспеши, выполни по отношению ко мне волю Б-га — сделай все, как Он тебе повелел» (Берешит 22:9; Пиркей де раби Элиэзер 31; Берешит раба 56:8; Сефер аяшар; Ялкут Шимони, Ваера 101; Зоар 1, 164б).
В тот момент, когда острие ножа коснулось горла Ицхака, душа покинула его тело — он видел над жертвенником Шехину (Б-жественное Присутствие) и высших ангелов, скрытых от глаз Авраама. И лишь когда один из ангелов передал Аврааму повеление Всевышнего: «Не протягивай своей руки к отроку…» (Берешит 22:12), душа Ицхака вновь возвратилась в тело, и он пережил воскресение из мертвых. После того как Авраам развязал веревки, Ицхак вновь поднялся на ноги и произнес браху: «Благословен Ты, Б-г, воскрешающий мертвых» (Пиркей де раби Элиэзер 31; Таргум Йонатан, Берешит 22:10; Берешит раба 65:10). В кабалистической книге Зоар указано, что душа вернулась к нему в измененном и исправленном виде: «вместо души этого мира в него вселилась душа Грядущего мира» (Зоар 1, 60а).
В час вознесения на жертвенник Ицхак достиг духовного уровня Адама в день его сотворения. Он сумел постичь, что в мире не существует иной реальности, кроме абсолютного единства Творца, и в сопоставлении с этой единственной подлинной реальностью индивидуальная жизнь человека является относительной и иллюзорной (Михтав меЭлияу т. 5, стр. 123, 434; Мимаамаким, Берешит стр. 144). И хотя принесение Ицхака в жертву не было доведено до конца, оно было засчитано Всевышним как совершённое (Берешит раба 55:5).
Возвратившись вместе с Авраамом в Беэр-Шеву, Ицхак уже не застал мать в живых: Сара, гонимая тревожным предчувствием, отправилась их разыскивать и умерла по пути, в городе Хевроне. Авраам и Ицхак похоронили ее в пещере Махпела, возле Хеврона (Берешит 23:2, 19; Сефер аяшар). По истечении дней скорби Ицхак отправился в ешиву Шема и Эвера, чтобы изучать пути служения Всевышнему, и провел там около трех лет (Сефер аяшар; Берешит раба 56:11; Седер адорот).
В 2088 году /1672 г. до н.э./, в возрасте сорока лет, Ицхак возвратился в дом отца. Он женился на юной Ривке, внучке брата Авраама, Нахора, — невеста прибыла к нему из земли Харан вместе с посланным за нею учеником Авраама Элиэзером (Берешит 24:2—67, 25:20; Седер адорот). По одной из версий Ривке было к тому времени четырнадцать лет (Тосафот, Йевамот 61б), по другой — десять (Сефер аяшар), а по третьей — даже три года (Седер олам раба 1; Софрим 21:9; Зоар 1, 136б). Ривка была очень похожа на Сару, и когда Ицхак поселил ее в шатре, где когда-то жила его мать, в этот шатер возвратилась Шехина: свеча, которую зажигала Ривка перед Шабатом, горела всю неделю — до следующего Шабата (Зоар 1, 133а).
Однако оказалось, что и Ицхак, и его жена бесплодны, и в течение двадцати лет супружества у них не было детей (Таргум Йонатан, Берешит 25:21; Йевамот 64а, Раши). В 2107 году /1653 г. до н.э./ Ицхак и Ривка отправились на гору Мория, к месту, где Ицхак был вознесен на жертвенник, и молились там о потомстве, — и их молитва была принята (Берешит 25:21; Пиркей дераби Элиэзер 32; Сефер аяшар; Седер адорот). Вскоре Ривка зачала, но беременность оказалась очень тяжелой. Когда она отправилась в ешиву Шема и Эвера, чтобы спросить у них совета и наставления, они открыли ей, что в ее чреве находятся родоначальники двух народов, которые будут сражаться между собой за власть над миром и, в конце концов, «старший станет служить младшему» (Берешит 25:23; Берешит раба 63:6—7).
В 2108 году /1652 г. до н.э./ у Ицхака и Ривки родилось два близнеца: вышедшего первым назвали Эсавом, а второго — Яаковом (от слова экев — пята), так как при появлении на свет он держался за пятку старшего брата (Берешит 25:24—26; Дерех эрец зута 4:4; Седер адорот). В детстве близнецов трудно было отличить друг от друга, и они вместе учились у отца и деда путям служения Творцу (Танхума, Ки теце 4; Берешит раба 63:10; Зоар 1, 138б). И все же Ицхак испытывал особенную любовь к старшему сыну, с которым ощущал исключительное духовное родство (Берешит 25:28; Зоар 1, 137б). Это духовное предпочтение сказывалось и на практическом отношении Ицхака к двум своим сыновьям: он сурово наставлял и наказывал Яакова, а Эсава ни в чем не укорял — и об этом сказали наши мудрецы: «Если отец не наказывает своего сына, тот в, конце концов, сойдет на путь зла и возненавидит отца» (Шмот раба 1:1)
И с тринадцати лет пути сыновей Ицхака разошлись: в 2121 году /1639 г. до н.э./ Яаков отправился учиться в ешиву Шема и Эвера, а Эсав стал бо льшую часть дня проводить в пустыне, у перекрестка дорог, где он грабил, а в случае сопротивления и убивал путников. А отцу Эсав объяснял, что уходит в пустынные места для углубленной молитвы (Берешит 25:27; Берешит раба 63:10; Зоар 1, 139а). Чтобы завоевать любовь Ицхака, Эсав постоянно обсуждал с ним мудреные алахические проблемы: спрашивал, например, нужно ли отделять десятину от соли или от воды, — и Ицхак с радостью поражался тому, насколько его старший сын скрупулезен и пунктуален при выполнении заповедей (Танхума, Толдот 8; Оцар ишей аТанах, Ицхак).
Вместе с тем, Эсав, безусловно, не мог обмануть Ицхака, обладавшего прозорливостью пророка. Но в соответствии со своим путем служения Творцу Ицхак считал: чем труднее человеку побороть свое дурное влечение, тем большее освящение имени Творца достигается в случае успеха — и поэтому особая любовь к Эсаву, направленная на приближение его к Творцу, была для Ицхака высочайшим видом служения. К тому же, после вознесения на жертвенник Ицхак обладал такой совершенной духовной чистотой, что просто не видел зла в других людях, — в том числе, и в Эсаве — выделяя в каждом только самое лучшее (Михтав меЭлияу 5, стр. 59, 123, 405).
В месяце тишрей 2123 года /1637 г. до н.э./ умер отец Ицхака — Авраам (Берешит 25:7—8; Рош ашана 10б; Седер адорот). Ицхак получил в наследство не только всё имущество отца, — но и его основное богатство: право на Землю Израиля (Санхедрин 91а).
Ицхак и его старший брат Ишмаэль похоронили отца в пещере Махпела рядом с Сарой (Берешит 25:9—10; Зоар 3, 164а). День похорон стал поворотным для сыновей Ицхака: в этот день Эсав совершил убийство, прелюбодеяние и склонился к идолопоклонству, а затем продал Яакову свое право первородства, предполагающее особые обязанности в служении Творцу (Берешит 25:29—34; Бава батра 16б; Берешит раба 63:12—13).
В том же, 2123 году, вскоре после смерти Авраама, в земле Кнаан начался суровый голод, и Ицхак намеревался переждать это время в Египте, как когда-то поступили его родители. Но по пути ему впервые открылся Творец и повелел оставаться на святой земле, которая в будущем будет отдана во владение его потомкам (Берешит 26:1—5, Раши; Седер адорот). В мидраше поясняется, что после того, как Ицхак был вознесен на жертвенник, ему не следовало покидать пределы святой земли, подобно тому, как жертвенное животное, вознесенное на жертвенник, запрещено выносить из храмового двора (Берешит раба 64:3, Эц Йосеф).
Следуя повелению Творца, Ицхак поселился на этот период в Граре, где правил Авимелех, сын предыдущего палестинского царя, заключившего союз с Авраамом. Ицхак и Ривка жили рядом с дворцом царя и пользовались его особой защитой: по приказу царя их облачили в царственные одеяния и провезли по улицам города, провозглашая: «Тот, кто дотронется до этого человека или его жены, умрет». В этот период Ицхак чрезвычайно разбогател: он получал в полях Грара обильные урожаи, а его стада быстро умножались. Его богатство превзошло даже состояние царя Авимелеха (Берешит 26:6—14; Берешит раба 64:6—7; Сефер аяшар).
После того как в Кнаане завершился период неурожаев и голода, Ицхак возвратился в Беэр-Шеву (Берешит 26:23), а затем поселился в Хевроне (Сефер аяшар; Седер адорот). Он избрал себе для молитвы постоянное место в поле рядом с пещерой Махпела, в которой были похоронены его родители, — он ощущал в этом месте Шехину (Б-жественное Присутствие) (Зоар 2, 39б). Ицхак молился, как правило, в предвечернее время — и его потомки по линии Яакова установили в это время молитву минха (Брахот 26б).
В 2126 году /1634 г. до н.э./ Ицхак вновь отправил Яакова в ешиву Шема и Эвера, а Эсав остался с отцом (Сефер аяшар; Седер адорот). В 2148 году /1612 г. до н.э./ сорокалетний Эсав женился на Йеудит и Басмат, происходивших из кнаанского племени хеттов (Берешит 26:34; Седер адорот). Стремясь сохранить расположение отца, Эсав лицемерно подчеркивал, что во всем подражает ему, — ведь и Ицхак женился в возрасте сорока лет (Берешит раба 65:1). Семья Эсава поселилась рядом с шатром Ицхака, и его жены-кнаанки продолжали совершать воскурения своим племенным идолам, доставляя Ицхаку и Ривке острую душевную боль (Берешит 26:35; Седер адорот). В этот период из-за постоянной близости идолопоклонниц Ицхак лишился духа пророчества (руах акодеш) (Танхума, Толдот 8; Берешит раба 65:4, Эц Йосеф).
К старости глаза Ицхака крайне ослабли (Берешит 27:1). В мидраше объяснено, что он находился на таком высоком уровне служения, что сам попросил у Творца страданий, чтобы искупить все, в том числе и невольные, прегрешения, совершенные им в течение жизни. Он хотел в час смерти предстать перед Творцом очищенным. И тогда Всевышний даровал ему слепоту. Кроме того, слепота избавила его от людской хулы: когда Ицхак появлялся на улице, люди, хорошо знавшие о злодеяниях Эсава, говорили: «Вот идет отец этого нечестивца!». Но теперь из-за слепоты он почти не покидал своего дома (Берешит раба 65:9—10, Эц Йосеф).
И все эти годы Эсав трогательно заботился об отце — это была единственная заповедь, которую он выполнял искренне и от всего сердца. За всю историю мира не было человека, который бы оказывал своему отцу такое уважение и почитание, как Эсав (Дварим раба 1:15; Зоар 1, 146б).
В 2158 году /1602 г. н.э./, после тридцати двух лет непрерывных занятий у Шема и Эвера, к Ицхаку возвратился и Яаков (Сефер аяшар).
От Ицхака было скрыто, кто находится перед ним, чтобы он благословил Яакова по неведению — как бы не от себя, а от Б-га. И поскольку Ицхак хотел передать Эсаву то, что с Небес предназначалось другому сыну, Творец повернул события таким образом, чтобы Яаков получил свою долю, а Эсав — свою (Зоар 1, 139а, 143б). Ведь только таким путем Яаков смог получить главное благословение отца, данное с желанием и от всего сердца (Рамбан, Берешит 30:33).
И как только Яаков покинул комнату, к Ицхаку вошел настоящий Эсав. Обнаружив обман, Ицхак «содрогнулся в великом ужасе» (Берешит 27:30-33). По свидетельству мидраша, его охватил даже больший ужас, чем в тот час, когда он был вознесен на жертвенник (Берешит раба 67:2). Пережитое им потрясение было связано, в первую очередь, с тем, что Ицхак понял: его любимый сын Эсав навсегда утратил это благословение, а вместе с ним право на святую землю и особую близость к Б-гу (Рамбан, Берешит 30:33). И все же, постигнув пророческим путем, что это благословение не сможет перейти ни к кому, кроме Яакова и его потомства, Ицхак подтвердил: «Пусть же будет он (т.е. Яаков) благословен!» (Берешит 27:33, Рамбан).
А затем Ицхак благословил и Эсава: «…Твоим мечом будешь жить. И будешь служить твоему брату, но, когда восстанешь, сбросишь его ярмо с твоей шеи» (Берешит 27:30-40). Как объясняется в мидраше, смысл этого благословения заключался в следующем: сила Эсава будет зависеть от заслуг Яакова, и если Яаков или его потомки сбросят с себя ярмо Торы и заповедей, тогда Эсав приобретет власть над ними (Берешит раба 67:7). И на более глубоком уровне понимания, даже благословение «Твоим мечом будешь жить» было дано Эсаву, в сущности, только ради Яакова — чтобы потомки Эсава были «карающим бичом», возвращающим заблудившихся потомков Яакова к своему еврейству и Торе (Михтав меЭлияу т. 4, стр. 38).
В тот же день Яаков бежал от гнева Эсава в дом своего наставника Эвера, а Эсав, обидевшись на отца и мать, которые, как он считал, его обманули, ушел в землю Сеир, на родину своих жен, однако через шесть месяцев все же возвратился в Хеврон, к отцу (Сефер аяшар). А четырнадцать лет спустя, в 2185 году /1575/ году, домой возвратился и Яаков, но Ицхак вскоре отослал его в Харан, чтобы тот нашел себе невесту из семьи своей матери Ривки (Берешит 28:1; Сефер аяшар; Седер адорот).
В 2206 году /1554 г. до н.э./ к Ицхаку прибыл вестник от Яакова, вернувшегося в землю Кнаан с двумя своими женами и детьми: возле города Шхем его семья попала в беду — кнаанские цари из семи окружающих городов собрались расправиться с непрошенными пришельцами. И тогда Ицхак вооружил и направил в помощь сыну всех своих слуг. Вместе с тем, он молился, чтобы Творец вселил в сердца царей страх, и они отказались бы от своего замысла. Так и произошло: на военном совете кнаанские цари, вспомнив о том, как отец Ицхака, Авраам, расправился с могучим войском Нимрода и его союзников, сказали: «Евреи немногочисленны, но с ними Б-г» и в страхе повернули свои дружины от стана Яакова (Сефер аяшар).
В 2207 году /1553 г. до н.э./ умерла, достигнув глубокой старости, жена Ицхака, Ривка (Танхума, Ки теце 4; Сефер аяшар; Седер адорот). Ицхак и Эсав похоронили ее в пещере Махпела (Эрувин 53а; Сефер аяшар; Зоар 3, 164а).
Вскоре после этого Яаков со своей семьей поселился возле отца, в Хевроне. Из двенадцати своих внуков — сыновей Яакова, Ицхак более всего сблизился с восьмилетним Йосефом: мальчик ухаживал за ним, а Ицхак обучал его путям служения Творцу. И когда в 2213 году /1547 г. до н. э./ стало известно об исчезновении Йосефа, которого, по предположению его братьев, растерзали в пустыне дикие звери, Ицхак горько его оплакивал (Седер олам раба 2; Седер адорот).
Праотец Ицхак завершил свой земной путь в Хевроне в 2228 году /1532 до н.э./ — ему было 180 лет (Берешит 35:27—28; Седер олам раба 2; Седер адорот). Перед смертью он благословил одиннадцать сыновей Яакова, а также сыновей Эсава (Седер адорот).
Яаков и Эсав похоронили отца в пещере Махпела — рядом с Авраамом. В траурной процессии участвовали многие цари Кнаана (Берешит 35:29; Эрувин 53а; Сефер аяшар; Зоар 3, 164а).
Как и его отец Авраам, Ицхак принадлежит к числу шести величайших праведников, умерших особой смертью, которую знатоки тайного учения называют «поцелуем Шехины», — тела людей, умерших подобной смертью, неподвластны тлению (Бава батра 17а, Раши).
Праотец Ицхак продолжил исправление мира, начатое Авраамом. Ведь из-за грехов двадцати поколений, живших до Авраама, Шехина удалилась с земли на седьмой уровень Небес. Но затем Авраам и его потомки изменили направление истории: в заслугу Авраама Шехина опустилась с седьмого уровня на шестой, в заслугу Ицхака — на пятый, — и так до тех пор, пока она вновь не обрела обиталище в нижнем мире (Берешит раба 19:7, Эц Йосеф).
И именно заслуги праотца Ицхака будут в наибольшей степени защищать его потомков, народ Израиля, на протяжении истории. В Иерусалимском Талмуде говорится, что во всех грядущих веках Б-г будет видеть перед Собой жертвоприношение Ицхака, чтобы из года в год в заслугу его самозабвенной жертвенности даровать прощение его потомкам и спасать их от бедствий (Йерушалми, Таанит 2:4; Танхума, Ваера 23). А выдающийся знаток сокровенного учения Маараль из Праги поясняет, что именно жертвенность Ицхака придала искупительную силу жертвоприношениям, которые совершались в Храме, — каждое жертвоприношение было напоминанием о том, как Ицхак позволил себя связать и возложить на жертвенник (Дерех хаим 1:2, Ве теда).
Вместе с тем, самоотверженность праотца Ицхака во имя Б-га стала неотъемлемым свойством его потомков. Если еврей гибнет за свое еврейство, он как бы завершает жертвоприношение Ицхака. «Ведь, когда Авраам вознес сына на жертвенник, были испытаны только их намерения, но само жертвоприношение в реальности не было доведено до конца, так как ангел сказал Аврааму “Не протягивай своей руки к отроку…”, — писал в 5701 /1940/ году р. К.-К. Шапиро, Адмор из Пясечны, находившийся в оккупированной нацистами Варшаве. — Но с тех пор при каждой гибели еврея от рук чужеземцев, даже без намерения еврея пожертвовать собой, происходит жертвоприношение, и этим как бы завершается жертвоприношение Ицхака, так как там было желание и намерение, а здесь — совершенное действие» (Эш кодеш, Суккот 5701; Мимаамаким, Берешит стр. 132).
Согласно исторической концепции наших мудрецов, главную канву всей дальнейшей истории человечества составило противостояние между потомками двух сыновей Ицхака — Яакова и Эсава. И по образному выражению мидраша, в Грядущем мире лицо Ицхака будет покрыто из-за Эсава краской стыда (Бемидбар раба 2:13).
По взаимному соглашению между братьями, все имущество Ицхака перешло к Эсаву, а Яаков получил в наследство право на страну Кнаан — от египетской реки до Евфрата. Забрав все имущество отца, Эсав окончательно обосновался в земле Сеир (Берешит 36:6—8; Сефер аяшар). В заслугу за то, что Эсав уступил землю Кнаан своему брату Яакову, ему было дано во владение сто стран от Сеира до Рима (Пиркей дераби Элиэзер 38) — т.е. именно потомки Эсава правили Древним Римом, и они разрушили Иерусалимский Храм и изгнали потомков Яакова из святой земли (Рамбан, Берешит 36:43).
Но, согласно предсказанию Торы, в конце времен «Эдом (народ потомков Эсава) будет разгромлен и будет разгромлен Сеир — враги его (т.е. народа Израиля), а Израиль одержит победу, и пребудет власть у Яакова…» (Бемидбар 24:18—19). И тогда, с приходом царя-Машиаха, осуществится благословение Ицхака, данное Яакову: «…Будут народы служить тебе, и поклонятся тебе нации», как сказано (Теилим 72:11): «И склонятся перед ним все цари, все народы будут ему служить» (Зоар 1, 143а). Маараль из Праги отмечает, что народ Израиля удостоится конечного избавления, в первую очередь, в заслугу Ицхака, безраздельно принесшего себя в жертву Б-гу, — а также в заслугу тех праведников Израиля, которые во всех поколениях жертвовали собой ради того, чтобы сохранить верность Б-гу и Его Торе (Нецах Исраэль 13).
Как указывают знатоки сокровенного учения, последующим воплощением души Ицхака стал коэн Пинхас (см.), сын Элазара (см.) и внук Аарона (см.). А «искра» души Ицхака была также в пророке Йоне (см.) (Седер адорот).
с разрешения издательства Швут Ами
Читайте полный обзор темы Жертвоприношение Ицхака