Маариль Блох — рав Йосеф Йеуда Лейб Блох, выдающийся еврейский духовный наставник и раввин. Был одним из лидеров движения Мусар в начале XX века. Занимал пост раввина еврейской общины литовского города Тельшай (Тельз) и главы ешивы Тельз, одного из важнейших центров Торы того времени. Годы жизни рава Йосефа «Маариля» Блоха: 1860-1930 гг.
Рав Блох родился в городе Расейняй (Литва).
Обладая величайшими духовными и интеллектуальными способностями, в 14 лет он уже учился в Доме Учения рава Элиезера Гордона в Кельме, где посещал уроки Мусара другого ближайшего последователя и ученика рава Исраэля Салантера — рава Симхи Зисселя Бройде, известного как Саба из Кельма.
Позднее он поступил в знаменитую ешиву Воложин, где изучал Тору под руководством рава Нафтали Цви Йеуды Берлина — аНецива из Воложина.
После возвращения в Кельм женился на дочери своего учителя р. Элиезера Гордона.
В 1884 г. Маариль вместе с тестем переехал в Тельз (Тельшай), где стал одним из преподавателей ешивы, посвятив себя в первую очередь глубокому изучению и преподаванию Талмуда.
В 1902 г. он возглавил общину города Варены, а два года спустя стал раввином г. Шедува, где основал ешиву, в которой занимались около ста студентов.
В 1910 г. после смерти р. Элиезера Гордона, еврейская община Тельза пригласила его на должность раввина города и главы ешивы.
За время своей раввинской деятельности Маариль превратил Тельз в царство Торы, создав широкую систему еврейского образования. В городе были открыты начальный хедер для мальчиков, мехина — подготовительное отделение для поступления в ешиву, где р. Блох ввел преподавание светских предметов, в соответствии с программой российских гимназий. При ешиве был открыт «Колель аРабаним», где учащиеся ешивы продолжали свое обучение после создания семьи. Позднее в городе был открыт Педагогический институт, где готовили преподавателей для хедеров и ешив из числа выпускников ешивы, отличавшихся способностями к преподаванию. В последние годы своей жизни р. Блох уделял особое внимание созданию системы женского образования. В Тельзе была открыта гимназия для девушек, в которой образцовое преподавание светских предметов и иностранных языков сочеталось с глубоким изучением Торы. В 1930 г. был открыт женский учительский семинар, готовивший преподавательниц для начальной школы и гимназии.
Благодаря педагогической и организаторской деятельности р. Блоха, Тельз стал одним из центров еврейского образования Европы. И хотя многие раввины критиковали его за введение в программу обучения светских предметов, он решительно отстаивал свое понимание новой исторической перспективы, в которой оказались евреи, сохранившие верность заповедям Торы.
Маариль Блох являлся одним из духовных лидеров поколения и входил в число руководителей всемирного объединения ортодоксальных общин «Агудат Исраэль» («Единство Израиля»).
По свидетельству современников, р. Блох отличался исключительным стремлением к порядку. На протяжении всего дня он был облачен в изысканный черный фрак и шляпу. На его одежде было невозможно обнаружить ни складки, ни пятнышка. Даже перед членами своей семьи он, как правило, появлялся во фраке. Его дом всегда блестел ослепительной чистотой, напоминая своей изысканностью дома представителей высшей аристократии. Пунктуальность раввина вошла в легенду. Еще в юности он приучил себя вставать в 5 утра и оставался верен этому обычаю всю жизнь. Никакие обстоятельства не могли заставить его изменить привычный распорядок дня.
Везде — в кругу семьи, в ешиве и во всей общине города — раввин был окружен величайшим почетом и уважением. Дети и члены семьи относились к нему с трепетом и любовью, стараясь немедленно исполнить любую его просьбу. Никто из них не мог позволить себе перебить отца или легкомысленно вести себя в его присутствии. Каждый вечер ровно в десять часов семья собиралась вокруг отца, чтобы обсудить с ним волнующие их мировоззренческие вопросы и трудные места в Торе. Это доверительные беседы продолжались около двух часов.
В ешиве царил образцовый порядок. Раввин внимательно следил за тем, чтобы одежда каждого студента была опрятной и чистой, а манеры отвечали требованиям Мусара — еврейского мировоззрения.
На одной из встреч несколько раввинов посетовали на то, что в их общинах им не оказывают должного уважения. Р. Блох удивился их словам и отметил, что не понимает, как такое возможно: «Если человек относится к себе с уважением, то его уважают и другие, но невозможно помочь тому, кто пренебрегает своим достоинством».
Маариль Блох умер в городе Тельз 7 Хешвана 1930 г. и был перенесен в свою вечную обитель в присутствии всех жителей города. Его могила сохранилась до сего дня, несмотря на то, что большая часть еврейского кладбища города Тельшай была разрушена и снесена в годы советской аннексии Литвы.
После смерти учителя ешиву и общину города возглавил его сын — рав Авраам Ицхак Блох, который оставался духовным учителем еврейского Тельза вплоть до гибели еврейской общины в годы Холокоста.
В тему, посвященную этому автору