Оглавление
Синагога Хурва: череда разрушений и восстановлений [↑]
В течение первых 62 лет существования государства Израиль Старый город Иерусалима, густо застроенный церквями и мечетями, чьи минареты и кресты видны издалека каждому паломнику и туристу, не имел ни одной массивной синагоги, чей купол бы возвышался над еврейским кварталом. Единственным знаковым местом молитвы оставалась Западная Стена Храма.
В наши дни прекрасный высокий купол возрожденной в самом сердце еврейского квартала Иерусалима синагоги Хурва не только привлекает туристов, радует глаз и громогласно заявляет о еврейском присутствии в столице Израиля. Главное, что в синагоге молятся и учатся — как и было определено еще Рамбаном в XIII веке. Как и должно быть.
Предыстория: раби Моше бен Нахман и главная синагога Иерусалима [↑]
Но начнем с самого начала. Место для главной синагоги Иерусалима великий Рамбан выбрал другое. Взойдя в Иерусалим в 1267 году и обнаружив там полное запустение и разруху, он приступил к восстановлению общины и строительству главной синагоги на горе Сион.
После кончины Рамбана в 1270-м году синагогу перенесли в один из подвалов Старого города. Действующий в тот период закон мусульманского правительства не допускал, чтобы синагоги были выше мечетей…
У синагоги Рамбана своя история, и за много веков ей приходилось быть и складским помещением, и ремесленными мастерскими, и домом молитвы, и руинами. Но получилось так, что место для новой синагоги (которую впоследствии прозвали Хурва) было выбрано исходя из месторасположения древней синагоги, основанной раби Моше бен Нахманом.
Раби Йеуда а-Хасид прибывает на Святую Землю [↑]
В 1697 году рабби Йеуда а-Хасид из Дубно (не путать с Рабби Йеудой а-Хасидом из Регенсбурга, автором «Книги Благочестивых») убедил еще тридцать семей польских евреев в том, что восхождение в Землю Израиля ускорит приход Машиаха. Во время трехлетнего утомительного странствования из Польши в Иерусалим к этой группе присоединялось все больше и больше евреев, так что в какой-то момент путешествующих было около полутора тысяч, и среди них — мудрецы Торы, раввины и талмидей-хахамим.
В течение долгого пути некоторые семьи оставались в тех странах, через которые лежал путь к Иерусалиму; некоторые возвращались домой; иные умирали. В Иерусалим 14 октября 1700 года вошло около тысячи человек (другие исследователи указывают цифру 500 человек).
После смерти самого раби Йеуды а-Хасида, которая, к сожалению, произошла спустя всего несколько дней по прибытии на Святую Землю, община разделилась на группы, рассорилась, многие покинули Иерусалим, а оставшиеся 300 последователей раби Йеуды а-Хасида вскоре приступили к строительству в Иерусалиме ашкеназской синагоги на том участке земли, который перед смертью успел приобрести раби Йеуда. Участок располагался недалеко от той самой синагоги Рамбана, с середины XVI века закрытой по указу турецкого губернатора Иерусалима, и прозывался арабами «дир эль-шикназ» (ашкеназский двор).
Денег на строительство у евреев не было, приходилось брать в долг у местных арабов, которые начисляли непомерные проценты. Спустя 20 лет арабы поняли, что евреи не в состоянии вернуть им долги, и изгнали из Иерусалима не только прибывших польских евреев, но и вообще всех ашкеназов, и на протяжении столетия ни один ашкеназский еврей не имел права проживать в Иерусалиме. А синагога была сожжена арабами в конце 1720-го года (в отместку за неуплату) и с тех пор получила неофициальное название Хурва (развалины, руины) или «Руины раби Йеуды а-Хасида».
Иерусалим — не только для сефардов [↑]
С долгами удалось разобраться лишь в 1836 году — благодаря раби Аврааму Шломо-Залману Цорефу, прибывшему в 1816 году на Святую Землю вместе с другими учениками Виленского Гаона. Сначала он прожил несколько месяцев в Акко, а потом на несколько лет переселился в Цфат, где главой общины, состоявшей из полутора сотен учеников и последователей Виленского Гаона, был раби Менахем-Мендл из Шклова.
В 1812 году, когда в Цфате и во всей Северной Галилее вспыхнула эпидемия, рав Менахем-Мендл и многие члены его общины (в том числе и раби Цореф с семьей) бежали в Иерусалим, переодевшись в традиционную сефардскую одежду — так как ашкеназам въезд в Святой город был воспрещен. Раби Менахем-Мендл и его ученики понимали, что необходимо отстроить в Иерусалиме синагогу и вернуть в Город ашкеназских евреев — и это будет первым шагом к восстроению Святого Города и приблизит приход Машиаха.
Поселившись в Иерусалиме под видом сефарда, раби Авраам Шломо-Залман Цореф открыл скромную ювелирную лавку и, по одному из мнений, тогда и стал прозываться Цореф, что в переводе с иврита означает «ювелир». Выходец из литовского города Кедайняя, раби Цореф продолжал жить в Иерусалиме жизнью сефардского еврея и даже выезжал в другие страны, собирая деньги для сефардской общины. За двадцать лет таких сборов ему удалось набрать сумму достаточно значительную, чтобы начать восстанавливать разрушенную синагогу Хурва. Кроме того, раби Цореф добился разрешения ашкеназским евреям проживать в Святом Городе.
Для начала строительных работ также было необходимо особое разрешение египетского правительства, под чьей юрисдикцией в те годы находилась Земля Израиля, и его удалось добыть, заручившись поддержкой российского и австрийского консульств в Египте, в результате чего египетский наместник Мухаммед Али-паша издал фирман (царский указ), содержащий повеление разрешить строительство синагоги на участке земли, называемом «ашкеназский двор», и запретить взыскивать с членов ашкеназской общины долги их отцов.
Вскоре на этом участке земли была построена синагога «Менахем Цион» (в память о раби Менахеме-Менделе из Шклова), начали действовать талмуд-тора, бейт-дин и ешива. Раби Цореф мечтал о строительстве большой синагоги, но ему не было суждено увидеть даже закладку фундамента.
Как можно было предположить, укрепление еврейского поселения в Иерусалиме не понравилось его арабским жителям, и они стремились отомстить евреям всяческими способами — от финансовых до террористических.
Два раза арабы покушались на жизнь раби Цорефа. Первый раз араб выстрелил — но промахнулся. Во второй раз на раби Цорефа напала группа арабов, когда он направлялся в синагогу на молитву ватикин, и один из них нанес раби Аврааму Шломо-Залману удар кинжалом в голову. Это ранение привело к тому, что через десять месяцев раби Цореф скончался.
На горе Герцль в Иерусалиме, на стене памяти жертв террора, имя раби Цорефа значится под номером «1»: он считается первым евреем, погибшим в результате террористической атаки арабов в Земле Израиля в новое время.
Восстановление синагоги Хурва в XIX веке [↑]
Наконец, при финансовой поддержке Ротшильдов, сэра Моисея Монтефиоре и других филантропов, началось строительство большой синагоги в центре еврейского квартала. Приглашенный из Турции архитектор Асад Эффенди спроектировал здание в неовизантийском стиле. 22 апреля 1856 года, в присутствии главы раввинского суда Иерусалима, одного из духовных лидеров поколения раби Шмуэля бар Цви-Гирша Саланта был торжественно заложен первый камень.
Строительство было завершено в 1864 году, и у синагоги появилось официальное название: «Бейт Яаков» — в честь отца братьев Эдмонда и Альфонса Ротшильдов — Джеймса Яакова, но название не прижилось, и синагогу, которая сейчас уже никак не была похожа на руины, продолжали называть «Хурва». Здание высотой в 24 метра вознеслось не только над еврейским кварталом — его было видно почти со всех точек Старого города.
При мусульманском правительстве действовал закон, в соответствии с которым было запрещено строить какие бы то ни было здания выше мечети. Рассказывают, что евреи за одну ночь, собравшись всей общиной, построили купол синагоги вровень с минаретом мечети. А разрушать то, что было построено до восхода солнца, тоже не разрешалось. Подобная практика возведения построек за одну ночь использовалась в 30-е годы XX века при строительстве первых поселков еврейского ишува. Говорят, правда, что и без значительной взятки здесь не обошлось.
Прекрасное здание синагоги на протяжении десятилетий считалось самым красивым и самым значительным на территории Земли Израиля. Здесь бывали Моше Монтефьоре и королева Виктория, в нем же освящались знамена Еврейского легиона. В ней в 1921-м году был объявлен Главным раввином Эрец-Исраэль рав Кук, в ней праздновалась бар-мицва рава Йосефа-Шалома Эльяшива в 1923-м году.
Снова в руинах [↑]
«Хурва» не простояла и одного столетия. За день до изгнания евреев из Старого города — 27 мая 1948 года — командующий войсками Арабского легиона в Иерусалиме Абдалла Таль распорядился взорвать наиболее заметные здания синагог. Их было 58. Иорданские солдаты разрушили стену синагоги Хурва дмумястами литрами взрывчатки и ворвались внутрь. А через два дня вернулись, чтобы окончательно сравнять синагогу с землей.
Когда восточную часть Иерусалима в 1967 году освободили, начались дискуссии: восстанавливать ли разрушенную синагогу или сохранить в мемориальных руинах. Праправнук Авраама Шломо-Залмана Цорефа Яаков Саломон обратился с просьбой к американскому архитектору Луису Кану, чтобы тот подготовил проект строительства. Кан подготовил целых три проекта, причем настаивал на сохранении руин синагоги, предлагая построить новую рядом. Этот контраст, по его замыслу, должен был служить напоминанием о варварском разрушении 1948 года. План Кана не был реализован, и восстановление синагоги отодвинулось на несколько десятилетий.
В 1977-м году над руинами восстановили арку, которая около сорока лет напоминала об утраченном Доме молитвы.
Хурва в XXI веке [↑]
В 2000 году правительством государства Израиль был утверждён план строительства новой синагоги, которой предстояло стать копией здания XIX века. Государство выделило средства, а также нашлись и спонсоры: Вадим Рабинович, Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов.
Перед тем, как начать строительство, на этот участок земли пустили археологов, и в ходе раскопок было обнаружено немало интересного: остатки зданий и керамика времен Первого Храма; две миквы времен Второго Храма; мощеная улица, ведущая к римскому Кардо, надвратное украшение первого здания этой улицы; и даже тайник с минометом, гранатами и другим оружием, который, как потом выяснилось, был заготовлен подпольщиками бейтаровской группы Брит-Хашмонаим в самом конце тридцатых годов.
Интерьер синагоги был восстановлен по фотографиям первой половины XX века и рисункам художника Меира Розена 1912 года.
Как и XIX веке, в синагоге «Хурва», начавшей действовать в марте 2010 года, 12 витражных окон, 200 посадочных мест в мужском отделении, воздушная и просторная женская галерея, превосходная акустика. А с крыши, на которую ведут кованые винтовые лестницы, открывается замечательный 360-градусный вид на Старый город.
Полная великолепия синагога в самом центре еврейского квартала Иерусалима говорит о многом: о восстановлении синагог в Земле Израиля, о восстановлении еврейской Традиции среди сынов Израиля, о близости Машиаха, о скором восстроении Храма — и о конечном Избавлении!