Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тора — окно. Сквозь него мы можем разглядеть Того, Кто даровал Тору»Рабби Хайкель из Амдуры
Тема

Пардес

Пардес — на иврите означает «фруктовый сад». В иудаизме аббревиатурой «пардес» обозначаются четыре уровня постижения Торы: пшат, ремез, драш и сод.

Оглавление

Четыре мудреца и Б-жественное присутствие [↑]

Рассказывает Талмуд о том, как четыре мудреца вошли в пардес: Бен Азай, Бен Зома, еще один и рабби Акива. Один взглянул и умер. Другой взглянул и сошел с ума. Третий стал вырубать насаждения. И только Раби Акива вошел с миром и вышел с миром.

Эта история полна скрытого смысла, но Раши нам немного приоткрывает завесу и объясняет, что Бен Азай умер, а Бен-Зома лишился рассудка от созерцания Божественного Присутствия, Шхины. Вырубающий насаждения в пардесе — это Ахер, Элиша бен Абуя, который также не смог вынести этого духовного опыта и стал еретиком, отступником. Только рабби Акиву вхождение в пардес сделало величайшим мудрецом, подобного которому не было в Израиле.

Раши объясняет, что «вошли в пардес» — значит, вознеслись на Небеса посредством произнесения Имени (Вс-вышнего), и пардес — это духовный мир, доступный только умершим праведникам. Другие комментаторы указывают, что войти в пардес — означает постичь глубины Б-жественной мудрости. А «вырубать насаждения в пардесе» следует понимать как желание постичь нечто большее, чем возможно для человеческого разумения. Из-за этого своего желания Элиша бен Абуя стал отступником.

Четыре уровня постижения [↑]

В иудаизме слово пардес рассматривается как аббревиатура слов: пшат, ремез, драш и сод, и тогда всё слово пардес целиком являет собой обозначение высшего уровня мудрости познания Торы, совмещающего все четыре основных уровня понимания и толкования слов Письменной Торы.

Пшат — это буквальный смысл, поверхностное понимание, от слова леитпашет (распространяться), объяснение, доступное всем. При этом Раши отмечает, что пшат — как сумка, в которой находятся все остальные уровни понимания. То есть, оттолкнувшись от него и копая вглубь, можно прийти ко всем пластам.

Таким образом, другое значение пшат, от слова пашут — простой, в смысле — однородный, не составленный из частей, а собирающий воедино все пласты Торы, раскрывая Единство Вс-вышнего.

Драш — интерпретация, толкование, расширение. Комментатор берет отдельное слово или фразу Торы и трактует его, строя на этой базе целостную картину.

Ремез — намек. Слово или фраза Торы указывает на какую-то мысль, не выраженную здесь напрямую. На уровне ремез происходит выход за рамки поверхностного, материалистичного понимания. Эти три уровня доступны в том, что касается открытой части Торы, так как человек находит в них сведения из близкого ему мира, которые соответствуют его повседневному опыту.

Последний, четвертый, уровень — сод (тайна, глубинная суть) — открывается изучающим скрытые части Торы, где описаны структуры, принадлежащие миру Абсолютному. На этом уровне приближаются к тому, что Вс-вышний, возможно, хотел открыть в своем изначальном Замысле. Сод раскрывает духовные корни объектов и событий. На языке сод материальные понятия используются лишь для упрощенных пояснений той духовной реальности, которая существует вне времени и пространства.

Сод, глубинная суть, открывается только тому, кто стремится постичь его не ради удовлетворения своего любопытства, а для того, чтобы стать активным участником процесса исправления и взять на себя в этом определенную роль.

Все эти уровни взаимосвязаны и вытекают один из другого. Нельзя изучать, например, уровень сод, предварительно не проработав предыдущие уровни. Но также нельзя думать, что, достигнув уровня сод, постигающий смотрит на пшат свысока. Наоборот, только дойдя до высшего уровня постижения, можно увидеть весь глубинный смысл пшата и понять, как в каком-то явлении, событии или предмете раскрылось Единство Творца. Это понимание и есть вхождение в пардес, которое доступно лишь праведникам в Грядущем Мире.

Выводить материалы