Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ежедневная учеба Подписаться

Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.

воскресенье, 3 июля 20224 тамуза 5782
Ни дня без Торы

«Цельный человек». Так называли праотца Яакова, а спустя более 2000 лет — рава Яакова бен Меира (ок. 1100-1171), внука Раши. Рабейну Там — под этим именем он известен во всем еврейском мире, один из самых значительных авторов комментария Тосафот. Сегодня — годовщина его смерти.

Отношения между людьми. Не вводить в заблуждение

Что такое гневат даат?

На иврите, кроме слов шекер и мирма (ложь и обман), существует также выражение гневат даат. Гнева означает воровство, кража. Даат переводят как знание. На русском языке нет отдельного термина, в точности определяющего подобные поступки. Наиболее близким является выражение «вводить в заблуждение». Когда люди говорят «обман», они имеют в виду все виды обмана. Но в иудаизме есть отдельное определение гневат даат. Речь идет об обмане, который не связан напрямую с привычными нам представлениями о краже, а с некой подстановкой и подтасовкой фактов, необходимой кому-то для извлечения личной выгоды.

Мудрецы расходятся во мнениях по вопросам, относится ли гневат даат к запрету Торы или к запрету дерабанан (мудрецов), а также относится ли это к запрету обманывать или к запрету воровать.


Заповеди

Удержать от греха

205-я заповедь — повеление наставлять грешника и предостерегать того, кто собирается согрешить, удерживая его вразумляющими речами и наставлениями. И пусть не скажет один из нас: «Я не согрешу, а если согрешит другой, мне-то что? Б-г его рассудит», — такой подход противоречит Торе. Ведь нам заповедано, чтобы мы не грешили сами и не позволяли другим из нашего народа грешить. И каждый человек обязан наставлять и удерживать того, кто стремится согрешить, даже если невозможно призвать его к суду с помощью свидетельских показаний.

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Наставляй, увещевай своего ближнего, и не понесешь из-за него греха» (Ваикра 19:17). И эта заповедь также подразумевает, чтобы тот, кому было причинено зло, высказывал свои претензии вслух, а не злопамятствовал и не хранил бы в сердце память о грехе, совершенном против него: нам заповедано высказывать обидчику свои нарекания, чтобы в сердце не осталось следа от обиды.

Посмотреть полностью


Получайте этот листок на имейл ежедневно!