Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Откуда взялся «Список Шиндлера»? В этот день в 1939 году немцы оккупировали Краков, где была процветающая еврейская община, насчитывавшая около 70000 человек. Уже в мае нацисты депортировали большую часть гетто, оставив только 15 тысяч человек для принудительных работ. Немецкий бизнесмен Оскар Шиндлер приехал в Краков, и сумел под видом набора рабочих на свой завод спасти многих евреев.
В Талмуде сказано: «Первое Тишрей — это Новый год в том, что касается отсчета шмиты, йовеля, возраста саженцев и овощей». (Рош Гашана, 1)
В годы шмиты и йовеля — каждый седьмой и каждый пятидесятый годы — с начала месяца Тишрей Тора запрещает евреям пахать и сеять в Эрец Исраэль.
Новый год саженцев заключается в том, что в течение первых трех лет после посадки дерева его плоды являются орла и не могут быть использованы каким бы то ни было образом или употреблены в пищу.
*
«На четвертый год все плоды его святы», — говорит Тора. Они так и называются ревай — четвертые. Они сами или другие продукты, купленные на вырученные за них деньги, должны быть съедены в Иерусалиме. Еврейский закон установил, что если дерево было посажено более чем за сорок пять дней до первого Тишрей, то в этот день — первого Тишрей — начинается отсчет второго года роста дерева.
Что касается овощей, к которым понятия орла и ревай вообще неприменимы, то для них первое Тишрей является Новым годом в том, что касается трумот и маасерот — отделения десятины и других особых долей урожая. Запрещено отделять овощи, относящиеся к урожаю одного года, в счет урожая другого, поэтому от овощей, выращенных до первого Тишрей, следует отделять десятину отдельно от овощей, выращенных после этого.
Значение самого Дня Суда, приходящегося на первое Тишрей, тоже скрыто — Рош Гашана даже не упомянут в Торе явным образом как День Суда. Тора хотела, чтобы страх перед грехом сохранялся у человека в течение всего года, и у него не было повода отложить раскаяние до Рош Гашана — дня, когда он предстанет перед Судом.
Еще одна причина сокрытия — дата Дня Суда должна быть надежно скрыта от сатаны, обвиняющего еврейский народ, и он не должен знать о суде до его начала. Поэтому-то месяц Тишрей — единственный, приход которого не благословляется в синагогах в последнюю субботу предыдущего месяца.