Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ежедневная учеба Подписаться

Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.

четверг, 27 апреля 20171 ияра 5777
Ни дня без Торы

-372 г. — Сегодня — первый день месяца ияра, в этот день был заложен фундамент Второго Храма в Иерусалиме.

Законы лашон а-ра

БЕРЕГИ СВОЮ РЕЧЬ. Часть 3. Запрет на сплетни. Глава 5

4. Расспрашивать о ком-то для предотвращения ущерба

Допустим, у нас есть основания предполагать, что некто собирается причинить нам вред. В этом случае мы имеем право расспросить о нем других людей, чтобы выяснить, как и каким образом обезопасить себя от его действий. Так разрешено поступать, даже если мы рискуем услышать о нем злословие, которому мы, конечно же, не поверим, поскольку наша единственная цель — уберечь себя от возможного ущерба.

Посмотреть полностью


Цдака и маасер

ЛЮБОВЬ К БЛАГОДЕЯНИЮ.Часть 2. Глава 20. Подробности законов отделения денег на цдаку

5. 1. Теперь вернемся к рассмотрению нашего вопроса. Благодаря постановлению наших мудрецов [об ограничении обычной цдаки в размере хомеша] мы можем задуматься — насколько человеку следует следить за тем, чтоб не тратить свое состояние на преходящие вещи. Если даже ради таких важнейших в мире понятий, как цдака и другие заповеди (которые суть жизнь человека и залог его спасения от страданий как в этом мире, так и в грядущем), мудрецы <не позволяют тратить больше хомеша>, предостерегая человека, чтобы пожалел свое состояние, и не тратил бы его слишком много, чтобы не обеднеть (хотя в этом случае, возможно, иногда Всевышний и сжалится над человеком, и поможет ему сверхъестественным путем), тем более стоит остерегаться, чтобы не тратить деньги на такую пустую вещь как иллюзорный престиж — одеваться в нарядные одежды, жить в фешенебельных особняках, есть из роскошной посуды и окружать себя множеством слуг! [Прим. автора. К людям, которые себя так ведут, я вообще не знаю, относится ли ограничение мудрецов, обсуждаемое в этой главе…] Все это довольно быстро лишает человека состояния, превращая его в бедняка, а в дальнейшем и толкая на путь грабежа, когда из-за стесненных обстоятельств чужое имущество в его глазах становится бесхозным.


Комментарий к недельной главе

ГЛАВЫ ТАЗРИА-МЕЦОРА

«Если я заболею, к врачам обращаться не стану…»

«Если язва проказы будет на человеке…и увидит коэн, что вот опухоль белая на коже, и волосы на ней стали белыми или нарост живого мяса на опухоли, то это — проказа застарелая…и признает коэн человека нечистым, и не будет уединять его, ибо он нечист. Если же расцветет проказа на коже и покроет язва проказы всю кожу с головы до ног…то признает коэн язву чистой. Если стала вся белой — она чиста. Но как только на теле появится живое мясо — человек нечист…»(13:9—14).

Как странно. Когда на теле появляется язва с «живым мясом» и белыми волосами (Раши объясняет, что достаточно двух таких волос), человек объявляется нечистым. Если же он покрывается «проказой» с головы до ног и вся кожа становится неестественно белой, он чист. Логично ли объявлять пострадавшего чистым лишь потому, что «проказа» распространилась по всему телу?

Это не единственное противоречие в описании цараат. С одной стороны, Тора требует изолировать пораженного, с другой стороны, устная традиция сообщает, что если признаки цараат возникали у жениха или невесты перед свадьбой или у кого-нибудь накануне праздника, осмотр и возможную изоляцию откладывали, хотя по идее опасность заражения гораздо выше именно при массовом скоплении людей.

Комментатор Ибн Эзра говорит, что цараат — это не обычное инфекционное заболевание, а внешний признак нарушения духовного баланса в человеке. Если вся поверхность его кожи поражена проказой, говорит он, это значит, что болезнь полностью вышла наружу, и внутри организма ничего не осталось (так бывает и с некоторыми физическими недугами). Баланс восстановился, и человек выздоровел.

В книге Ознаим ла-Тора приводится еще одно мнение. В отличие от физической проказы цараат отражает духовное состояние человека. Если у человека все тело покрылось язвами и нарывами, логично предположить, что он начисто лишен заслуг и не совершил за всю жизнь ни одной мицвы, ни одного хорошего поступка, что перед нами стопроцентный нечестивец.

Но такое невозможно, поскольку в Талмуде сказано, что даже самый последний грешник «набит» заповедями, как гранат зернышками. Следовательно, такой человек поражен не духовной цараат, а физической проказой. Поэтому коэн объявляет его «чистым» и посылает на лечение к врачу.

Хафец Хаим предлагает еще одно объяснение. Он напоминает на примере ряда историй из Танаха, что искреннее раскаяние перед Б-гом может отвести суровый приговор Небес. Цараат, как известно, это наказание за грехи злоречия, убийства и другие деяния, подрывающие общественные устои, и одновременно это свидетельство их искупления. Кульминацией наказания становится изгнание прокаженного из стана. Находясь вне общества, он невольно задумывается о своем грехе и начинает испытывать искреннее сожаление, кается перед Б-гом. Это и есть главное лекарство. Когда язвы цараат поражают отдельные участки тела, человек не придает им значения; он думает, что это «случайно», что он обжегся или ударился и скоро все пройдет.

Но когда цараат охватывает все тело, ему все становится ясно. Никаких иллюзий не остается. Он совершенно подавлен. Его дух сломлен. Он молит Б-га о прощении и исцелении, понимая, что он сам навлек на себе «проказу» своим недостойным поведением. И тогда коэн объявляет его чистым. Гордыня сломлена, и никаких других лечебно-воспитательных мер больше не требуется. Человек раскаялся, очистился перед Б-гом.

Посмотреть полностью

Получайте этот листок на имейл ежедневно!