Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Этот день был объявлен праздничным в Мегилат Таанит в память о том, что был восстановлен настоящий Сангедрин. Во времена царя Янная в Сангедрине заседали саддукеи, но Шимон бен Шетах сумел изгнать их, задавая им вопросы, на которые у них не было ответов. Увидев свою неспособность связать Закон и Письменную Тору, они с позором покинули Сангедрин.
6. Человек не захотел оказать нам услугу. Пример 2
Резл попросила Ципи одолжить ей небольшую сумму. Та отказалась. Резл, встретив Фейгу, пожаловалась: «Честное слово, я не знала, что Ципи так скупа. У нее не нашлось для меня ни гроша!» Высказывание Резл содержит лашон а-ра.
В предыдущем выпуске шла речь о разрешении «купить» себе почетное право выполнить некоторые заповеди, используя деньги маасера.
***
Некоторые законоучители, однако, сомневаются в справедливости вышесказанного (см., например, «Питхей Тшува», где написано, что, по мнению Маариля и Рама, маасер предназначен только <для того, чтобы раздавать его> беднякам, и ни для каких других заповедей). Мне кажется, что если отец ребенка только выиграет от того, что этот человек станет сандаком на брите, потому что отец сам не в состоянии оплатить расходы, а этот человек помогает ему; и также если он помогает жениху и невесте с оплатой свадебных издержек, и также относительно покупки книг, чтобы одалживать их тем, кто сам не сможет купить, — во всем этом совершенно не нужно устрожать, так как это само по себе подобно цдаке. И также покупать вызовы к Торе, если деньги идут на бедных, можно по всем мнениям. Однако использовать деньги маасера на оплату учебы своих детей по всем мнениям нельзя, ведь эта заповедь — обучение сыновей — возложена на самого человека, или же он должен нанять им учителя Торы, а собственные долги нельзя выплачивать деньгами маасера. Оплатить же учителя Торы для детей бедняков — не только разрешено, но и есть в этом большое доброе дело.
Когда Всемогущий велел Моше и Аарону приказать фараону, чтобы тот отпустил сынов Израиля, Он предупредил: Я ожесточу сердце фараона, а потом умножу Мои знамения и чудеса в Египте.
Это не означало, что фараон не сможет раскаяться, потому что Ашем ожесточил его сердце. Слова Всемогущего имели иной смысл: Я дам ему возможность раскаяться во время первых пяти Казней. Но если и после них он будет упорствовать в своих грехах, Я уберу Мою Руку Помощи, которая всегда рядом с теми, кто раскаивается.
Рав Десслер объясняет, что «ожесточение сердца» фараона не было делом Самого Ашема. Это было естественным следствием бесчисленных грехов фараона. Наши Мудрецы утверждают: «Тот, кто хочет очиститься, получает помощь Свыше, тому же, кто хочет опуститься ниже, не препятствуют». Человек свободен выбирать направление своей жизни. Однако по мере того, как он продвигается в выбранном направлении, вернуться становиться все труднее.
Грех, совершенный один раз, вызывает сожаление.
Грех, совершенный дважды, кажется допустимым.
Грех, совершенный трижды, становится добродетелью в глазах грешника (так передает Р. Исраэль Салантер).
Фараон сам отрезал себе путь к раскаянию: оставаясь на греховных путях, он становился все менее восприимчив к правде.
Слова наших Мудрецов учат нас, как важно с самого раннего возраста обучать нашу молодежь ценностям Торы. Длина пути, возвращающего к Торе, не равна пути, от нее уводящему, потому что возвращение гораздо труднее.