Раз за разом повторялся один и тот же исторический «алгоритм». Под влиянием окружающих народов сыны Израиля отходили от выполнения заповедей Творца — и вскоре оказывались под властью своих соседей. В беде они взывали к Творцу и возвращались к соблюдению Его законов — тогда во главе их вставал праведный судья, поднимая народ на победоносную освободительную войну. Но затем проходило немного времени, и сыны Израиля вновь отходили от выполнения заповедей Торы…
Отниэль бен Кеназ (עתניאל; умер в 2556 г. /1204 г. до н.э./) — мудрец и полководец, верховный судья Израиля. Сын Кеназа из колена Йеуды. При рождении мать назвала его именем Ябец (יעבץ) в память о той горечи (עצבון) и страданиях, которые она пережила при родах, подобно тому, как праматерь Рахель назвала своего последнего сына בן אוני — «Сын моей печали». Когда Отниэль подрос, он молил Творца, чтобы дополнительное имя, данное ему матерью, не стало для него дурным предзнаменованием (I Диврей аямим 4:9—10, Таргум и Раши; см. Тмура 16а).
Его старшим братом по матери был Калев бен Йефунэ, ставший одним из вождей колена Йеуды (Шофтим 3:9; Сота 11б, Раши; Тмура 16а; Праким бетолдот Исраэль ч. 2). По другой версии, Калев был дядей Отниэля, братом его отца — Кеназа (Мальбим, I Диврей аямим 4:13—14). Изучал Тору под руководством Йеошуа бин Нуна (см.), а также у старейшин — своего брата Калева, Пинхаса (см.), Эльдада (см.) и Мейдада (см.) (Раши, Авот 1:1; Седер адорот 2516). В период завоевания Святой Земли проявил себя отважным воином: под его командованием был взят неприступный город Кирьят-Сефер, называемый также Двир.
В награду за этот подвиг Калев отдал ему в жены свою дочь Ахсу, отличающуюся исключительной красотой (Йеошуа 15:15—17, Шофтим 1:10-13, Мальбим; Раши, Тмура 16а). В завоеванном городе Отниэль-Ябец создал большую ешиву, ставшую центром изучения Торы, — к нему стекались ученики со всей страны, в том числе коэны и левиты, а также геры — потомки Итро, тестя Моше (см.) (Танхума, Итро 4; Мальбим, Шофтим 1:11—12; см. также Раши, Сота 11а). У него учился даже внук Моше —
Рехавья, сын Элиэзера (Таргум, I Диврей аямим 2:55). С помощью виртуозных логических рассуждений, опирающихся на правила толкования Торы, Отниэль сумел восстановить многочисленные законы, забытые после смерти Моше (Тмура 16а, Раши; Раши, Йеошуа 15:15). Значительная часть этих законов была связана с мерами веса, объема и т.п., знание которых необходимо при выполнении многих заповедей Торы (Йома 80а, Раши; р. А. Вильнер, Асерет ашватим, гл. Отниэль бен Кеназ, с. 339). В эти годы Отниэль достиг такого высочайшего уровня познания и праведности, что стал духовным преемником Йеошуа бин Нуна. В мидраше говорится: «Еще до того, как зашло солнце Йеошуа, взошло солнце Отниэля бен Кеназа» (Берешит раба 58:2, Эц Йосеф). Но после смерти Йеошуа бин Нуна, последовавшей в 2516 году /1244 г. до н.э./ (Йеошуа 24:29; Седер адорот), многие из сынов Израиля отступили от служения Творцу и начали смешиваться с окружающими кнаанскими племенами. А около 2525 года /1235 г. до н.э./ страну покорил арамейский царь Кушан (Шофтим 3:5—8), прямой потомок арамейца Лавана, тестя праотца Яакова (см.) (Санхедрин 105а, Агаот р. Я. Эмден; Тора тмима, Балак 22:5). Арамейцы властвовали над сынами Израиля в течение восьми лет (Шофтим 3:8). В тот же период разразилась братоубийственная война между коленом Биньямина и остальными коленами. И совет мудрецов, возглавляемый в те дни первосвященником Пинхасом, не смог предотвратить кровопролитие — потомки Биньямина были почти полностью уничтожены, а из остальных колен погибло около 40 тысяч евреев (там же 20:1—48; Седер олам раба 12; Тана девей Элияу раба 11; Радак, Шофтим 20:28; Седер адорот 2516). После этих событий Творец собирался разрушить всю Вселенную, говоря: «Ведь Я дал им Землю Израиля только для того, чтобы они изучали Тору и жизненную мудрость (дерех эрец)!» (Тана девей Элияу раба 11).
И тогда Отниэль, осененный духом пророчества, возразил Творцу: «Владыка Вселенной! В дни египетского рабства Ты обещал Моше, что евреи будут спасены независимо от того, выполняют ли они Твою волю или не выполняют. Так и сейчас: независимо от того, заслуживают ли евреи избавления или подлежат истреблению, я должен их спасти!» (Танхума, Шмот 20; Раши, Шофтим 3:10). Став верховным судьей Израиля, Отниэль сумел возвратить стонущих под иноземным гнетом евреев к соблюдению законов Торы и объединить их. В ходе поднятого под его предводительством восстания евреи одержали решающую победу над войском Кушана, и в 2533 году /1227 г. до н.э./ арамейцы были изгнаны за реку Евфрат (Шофтим 3:9—10, Мецудат Давид и Мальбим; Седер олам раба 12; Седер адорот 2516). В течение двух последующих десятилетий Отниэль судил народ по законам Торы, и страна пребывала в покое и благополучии (Шофтим 3:10-11). У него было два сына — Хатат и Меонотай (I Диврей аямим 4:13—14, Мальбим).
Мудрец и судья Отниэль бен Кеназ умер в 2556 году /1204 г. до н.э./ (Шофтим 3:11; Седер адорот акацар). Согласно устному преданию, похоронен недалеко от Хеврона, у дороги на Беэр-Шеву (см. р. А. Вильнер, Асерет ашватим, гл. Отниэль бен Кеназ, с. 357—360). Один из потомков Отниэля был военачальником в войске царя Давида (I Диврей аямим 27:15, Радак и Мецудат Давид).
с разрешения издательства Швут Ами