Эльдад (אלדד; ум. не ранее 2516 г. /1244 г. до н.э./) — пророк, один из семидесяти старейшин Израиля, вождь колена Биньямина.
Родился в Египте, в колене Биньямина (см. Бемидбар 34:21; Бемидбар раба 15:19). Был надсмотрщиком над другими рабами-евреями и защищал их от египтян, за что угнетатели его избивали (Шмот 5:14, Раши; Раши, Бемидбар 11:16).
15 нисана 2448 года /1312 г. до н.э./ вышел из Египта вместе со всем народом Израиля, а 6 сивана стал свидетелем Синайского Откровения.
20 ияра 2449 года /1311 г. до н.э./ сыны Израиля отправились от горы Синай в страну Кнаан, а на следующий день Б-г повелел, чтобы в помощь Моше (см.), измученному постоянными жалобами и прихотями евреев, было избрано семьдесят старейшин (Бемидбар 11:16—17). Причем, согласно воле Творца, их следовало выбрать из тех надсмотрщиков, которые заступались за еврейских рабов в Египте, потому что эти люди уже доказали свою самоотверженную преданность сынам Израиля (Раши, Бемидбар 11:16). Моше взял семьдесят две записки: на семидесяти из них написал закен (старейшина), а две — оставил пустыми. Он смешал записки в специальном коробе и призвал к Шатру семьдесят двух бывших «надсмотрщиков» — по шести от колена. Они тянули жребий, и тому, кто вытаскивал записку с надписью, Моше говорил: «Тебя избрали с Небес». Однако и после того как каждый из присутствовавших вытянул свой жребий, в коробе осталось еще две записки с надписью «старейшина», потому что двое из внесенных в список — Эльдад и его товарищ Мейдад (см.) — не явились к Шатру (там же 11:24—26, Раши; Санхедрин 17а, Раши; Бемидбар раба 15:19). В Талмуде объяснено, что они обладали особой скромностью и считали, что недостойны такого величия. И Творец сказал: «Поскольку они преуменьшили свое значение, Я дам им величие» (Санхедрин 17а; Сифри, Беаалотха 95; Бемидбар раба 15:19). И когда Творец наделил собравшихся у Шатра старейшин духом пророчества, Эльдад и Мейдад начали пророчествовать прямо в стане (Бемидбар 11:26—27).
Эльдад говорил: «Моше умрет, а Йеошуа введет народ в землю». А затем они вдвоем предсказали, что в конце времен, когда сыны Израиля, возвратятся из изгнания на свою землю, грозный правитель Гог из страны Магог приведет на них войной все народы, но будет повержен Царем-Машиахом[1] (Таргум Йонатан, Бемидбар 11:26; Санхедрин 17а; Бемидбар раба 15:19).
Услышав эти пророчества, сын Моше, Гершом, прибежал к Шатру и сообщил об этом отцу. Тогда ближайший ученик Моше, Йеошуа бин Нун (см.), опасавшийся, что они изрекают ложные пророчества, попросил учителя: «Господин мой, Моше, останови их!» Но Моше ответил: «Не ревнуешь ли ты за меня?! Пусть бы весь народ стал пророками, если Б-г осенит их Своим духом!» (Бемидбар 11:27—29, Раши и Рамбан; Бемидбар раба 15:19).
И если остальные старейшины пророчествовали только в тот час, у Шатра Откровения, Эльдад и Мейдад сохранили свой пророческий дар на всю жизнь (Санхедрин 17а; Сифри, Беаалотха 95).
В 2488 году /1272 г. до н.э./, перед вступлением в Святую Землю, Эльдад был избран вождем своего колена (в Торе он назван — Элидад, сын Кислона; Бемидбар 34:21, Бааль аТурим). Он возглавлял колено Биньямина при завоевании и заселении Святой Земли (Бемидбар раба 15:19; Седер адорот 2406 и 2489).
Эльдад был среди тех старейшин, которым Йеошуа передал свои познания в Торе и которые встали во главе народа Израиля после его смерти, последовавшей в 2516 году /1244 г. до н.э./ (Йеошуа 24:31; Авот 1:1, Раши; Бемидбар раба 3:7). Умер вскоре после Йеошуа (Раши, Йеошуа 24:31).
[1] В книге пророка Йехезкеля (см.), предсказавшего войну с Гогом из страны Магог, указывается, что Всевышний и прежде говорил об этой войне «через Своих слуг, пророков Израиля, пророчествовавших в те дни» (Йехезкель 38:17). Талмуд объясняет, что под этими древними пророками подразумеваются именно Эльдад и Мейдад (Санхедрин 17а).
с разрешения издательства Швут Ами