Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тора — окно. Сквозь него мы можем разглядеть Того, Кто даровал Тору»Рабби Хайкель из Амдуры

Рав Элияу бар Шломо Готмахер

Дата рождения: 5 августа 1796г. (1 ава 5556) Дата смерти: 5 октября 1874 г. (24 тишрея 5635)
Период жизни: Ахроним

Раби Элияу бар Шломо Готмахер (5556-5635 /1796-1874/ гг.) — выдающийся законоучитель и кабалист, один из основателей движения Хибат Цион («Любовь к Сиону»).

Родился в первый день месяца ав 5556 /1796/ года в небольшом местечке возле г. Познани — в северо-западной части Польши, присоединенной к Пруссии.

В девятнадцать лет он начал заниматься в познанской ешиве р. Акивы Эйгера и стал одним из его ближайших учеников.

Однажды он обнаружил среди книг наставника кабалистический трактат Зоар («Сияние») с многочисленными пометками на полях — эти записи свидетельствовали о том, что р. Акива Эйгер углубленно занимается кабалой. Следуя примеру наставника, р. Элияу также погрузился в изучение книги Зоар. В ходе постижения кабалы он самостоятельно пришел к соблюдению многих обычаев, свойственным хасидам — последователям р. Исраэля Бааль-Шем-Това.

В 5582 /1822/ году р. Элияу стал раввином г. Площаны и создал там ешиву, в которой одновременно обучалось до четырехсот юношей.

В 5599 /1839/ году он возглавил общину г. Грайдица (Градеца).

Один из хасидов р. Аарона из Чернобыля, побывавший в Грайдице во время своей поездки по Германии, возвратившись на Украину, рассказывал: «И в Германии я видел настоящего хасидского цадика. В шабат он сидит во главе стола, облаченный в белые шелковые одежды, а вокруг — множество учеников, ловящих каждое его слово. У него длинные пейсы и борода, а на голове — штраймл. В будние дни к нему приходит множество посетителей с просьбами, он благословляет их и дает им камеи (кабалистические амулеты)» (Сарей амеа 2:31).

Посетителей, приходящих в Грайдиц за исцелением и избавлением, было так много, что р. Готмахеру пришлось написать специальное обращение к евреям Пруссии, в котором он просил, чтобы его «более не перегружали письмами и посещениями». В этом обращении он опровергал народное представление о том, будто он «свой человек в доме у Б-га». «И если люди думают, — писал он, — что я творю чудеса с помощью практической кабалы, то это великое заблуждение; и я уже много раз говорил своим посетителям, что благословения, которые я даю, это просто благословения обычного человека; и силы покидают меня при виде сотен и сотен приходящих ко мне — а поскольку они проделали долгий путь и потратились на дорожные расходы, у меня не хватает духу отправить их восвояси». Это обращение столь явно свидетельствовало о праведности и безыскусной искренности рава, что количество посетителей еще более возросло (там же).

Р. Элияу Готмахер был одним из самых авторитетных законоучителей в своем поколении — из многих общин Центральной и Восточной Европы к нему обращались со спорными алахическими вопросами.

Его респонсы были объединены в сборник Шеэлот ветшувот раби Элияу миГрайдиц («Вопросы и ответы р. Элияу из Грайдица»).

Вместе с р. Цви-Гиршем Калишером, своим другом по ешиве р. Акивы Эйгера, он стоял у истоков движения за массовое возвращение евреев на Святую Землю. Он участвовал в организации «Товарищества по заселению Земли Израиля» (Хеврат ишув Эрец Исраэль) со штаб-квартирой в прусском городе Франкфурте на Одере — на базе этой организации зародилось массовое движение Хибат Цион, занимающееся практическим заселением Святой Земли.

«Многие по ошибке думают, — писал он в одном из писем, — что они будут, как обычно, сидеть у себя дома, среди своих любимых забав, — и вдруг, по великому милосердию Всевышнего, растворятся Врата Небес и начнутся чудеса в Небесах и на земле… Но это не так! Ведь сколько усилий приложил Даниэль в конце семидесяти лет пребывания в Вавилоне, несмотря на то, что этот срок был предопределен изначально, — и Нехемья, возвращая народ из плена, делал все, что необходимо для этого в практической плоскости; и они не говорили, как говорят нынешние “мудрецы”: каждый пусть сидит на своем месте, а избавление придет само по себе» (Сарей амеа 2:31).

Оставаясь до конца жизни в Грайдице, р. Элияу приобрел участок земли в Йерушалаиме и создал там дом учения, названный Шнот Элияу («Годы Элияу»). В течение многих лет он собирал и пересылал в Йерушалаим благотворительные средства на поддержку знатоков Торы, занимающихся в этом доме учения.

Р. Элияу Готмахер умер в Грайдице двадцать четвертого тишрея 5635 /1874/ года.

С разрешения издательства Швут Ами