Эсте́р (אסתר, в русской традиции — Эсфирь) — главная героиня событий праздника Пурим. Книга, описывающая эти события, названа ее именем — Свиток Эстер (Мегилат Эстер).
Свиток Эстер является частью Писаний (Ктувим), входящих в число 24-х книг Танаха.
Интересно, что раньше под именем «Мегила» (свиток) понимался именно Свиток Эстер. Чтение Свитка Эстер — одна из основных заповедей Пурима.
Эстер, чье первое имя было Адасса (от ивритского «адас» — мирт), на чужбине была прозвана этим персидским именем. Эстер-Адасса была родственницей и приёмной дочерью еврея Мордехая, жившего в Сузах (Шушан), столице Персидского царства.
Свиток повествует о том, что персидский царь Ахашверош (Артаксеркс) устроил пир для своих подданных. Согласно принятой хронологии, это было в 3395 г. (365 г. до н. э.)
Особый пир был устроен и для жителей столичного Шушана. Туда были приглашены и евреи (Мегилат Эстер 1:4-5). На этом особом пиру царь Ахашверош и царица Вашти облачались в храмовые одеяния еврейских первосвященников, вывезенные Невухаднецаром (Новохудоносором) из Иерусалима (Эстер раба 2:1, 3:9). Кроме того, по обычаю персов, для гостей пригласили множество блудниц.
Мордехай, бывший одним из глав еврейской общины, запретил евреям участвовать в празднестве. Но большая часть из них, чтобы не обидеть царя, все-таки решили придти на пир. Тогда на Небесном Суде был вынесен приговор, по которому евреи персидской империи подлежали уничтожению (Эстер раба 2:5, 7:14, Радаль и Эц Йосеф; Ялкут Шимони, Эстер 6, 1057).
Во время пира царь повздорил с Вашти и, казнив гордую царицу, решил выбрать новую.
Для этого царь повелел собрать тысячи красивых женщин.
Среди прочих во дворец была насильно взята Эстер, родственница Мордехая.
Девушка была сиротой, и Мордехай воспитал ее в своем доме, как дочь (Мегилат Эстер 2:2-8, Беур Агро).
Известно, что Эстер была тихая, скромная, но энергичная и горячо преданная своему народу женщина.
Как и сам Мордехай, Эстер происходила из рода первого израильского царя Шауля (Саула). Мордехай строго наказал ей не говорить во дворце царя о своем происхождении (там же 2:10, Раши).
Тем не менее, именно Эстер приглянулась царю — в 3399 г. (361 г. до н. э.) она стала новой царицей при дворе Ахашвероша (там же 2:16-17; Седер адорот).
Вскоре Мордехай случайно услышал у ворот дворца разговор двух стражников Ахашвероша: они замыслили заговор против царя. Мордехай сообщил об этом царю через Эстер, чем спас его жизнь (Мегилат Эстер 2:21-23).
Однако, как часто бывает, возвышение Эстер возбудило зависть и злобу у некоторых придворных.
Возвысившийся при дворе Аман — потомок амалекитян, стал главным визирем царя. Он был крайне высокомерен и деспотичен. Согласно приказу царя, все сановники должны были кланяться перед Аманом, но Мордехай отказался склоняться перед этим идолопоклонником.
Раздраженный Аман решил расправиться не только с Мордехаем, но и со всей еврейской общиной страны. Он добился согласия царя на издание указа об истреблении евреев.
Аман стал готовить массовое уничтожение народа: была уже даже выбрана конкретная дата для «конечного решения еврейского вопроса» и подготовлено дерево, на котором Аман мечтал повесить самого Мордехая.
Узнав об этом, Мардохей потребовал от Эстер, чтобы она заступилась перед царём за свой народ.
Для Эстер это могло означать не только потерю своего положения, но и жизни: согласно строгому придворному этикету, никто не мог являться к царю без приглашения.
По просьбе Эстер, все евреи Шушана постились в течение 3-х дней и поддержали ее своей молитвой (Мегилат Эстер 4:15-16, Тора тмима 18). Накануне встречи с царем постилась и сама Эстер.
Обычай поститься перед праздником Пурим сохранился и сейчас. Данный пост также носит имя Эстер (см. Пост Эстер).
Мужественная Эстер явилась к царю без приглашения и попросила его посетить приготовленный ею пир. Вместе с царем на пир был приглашен и Аман.
Перед пиром царю не спалось. Он велел читать ему царские летописи. Среди прочего ему прочли и о том, как иудей Мордехай раскрыл заговор против царя. Царь решил наградить Мордехая за его поступок.
Как раз в это время ко дворцу пришел Аман — он хотел просить у царя личного согласия на казнь Мордехая.
Ахашверош спросил Амана совета: «Что бы сделать человеку, которому царь желает оказать почет?»
Горделивый Аман подумал, что речь идет о нем самом, предложил облачить такого человека в царские одеяния и провезти по городу на царском коне. И тогда царь повелел ему выполнить эту почетную процедуру по отношению к Мордехаю (Мегилат Эстер 6:1-10).
Едва закончив эту миссию, Аман был тут же вызван на пир к царице Эстер.
На пиру Эстер призналась Ахашверошу, что она — еврейка, племянница Мордехая, и ее народу угрожает гибель. Она обвинила Амана. Царь разгневался и вышел из комнаты. Аман же припал к ее ногам, умоляя о пощаде.
В этот момент Ахашверош вернулся в покои, и, воспылав ревностью при виде такой картины, в гневе приказал повесить Амана — на том самом дереве, которое тот приготовил для Мордехая (Мегилат Эстер 7:1-10; Седер олам раба 29; Седер адорот).
В тот же день царь назначил Мордехая своим верховным визирем вместо Амана (Мегилат Эстер 8:1-2, 10:3).
По стране был разослан новый указ, дававший евреям право защищаться с оружием в руках и уничтожить тех, кто попытается на них напасть.
В 3406 г. /354 г. до н. э./, после смерти Ахашвероша, на престол был возведен его семилетний сын Дарий, который считался сыном Эстер (Раши, Эзра 4:24; Седер адорот; Седер адорот акацар с. 49). В тот период Мордехай даже чеканил свои монеты: на одной стороне их было написано его имя, а на второй — имя царицы Эстер
Одна из отличительных черт Свитка Эстер — отсутствие в нем Имени Всевышнего. Некоторые толкователи видят в этом намек на чудо Пурима, данное неявным образом — путем его сокрытия за канвой объяснимых событий.
Само имя «Эстер» — однокоренное со словом «сетер» (скрывать, скрытое). Это намекает на «Эстер Паним» — «сокрытие Лица», то есть такую ситуацию, когда Б-г, кажется, лишил нас своего присутствия.
Но из истории Пурима мы видим, что в действительности Он продолжает руководить, находясь «в тени» и не привлекая внимания к Своему вмешательству.
Мордехай и Эстер жили уже в ту эпоху, когда прекратилось Пророчество (по сути, тогда эта эпоха началась и продолжается до сего времени).
В тяжелые времена еврейская девушка исполнила невероятную миссию. И хотя, на первый взгляд, все происходило как будто бы естественным образом, Дух Б-га неуловимо управлял действиями (5:1, Раши) из укрытия — в состоянии «Эстер Паним» — не посредством прямых указаний, как в пророческую эру, а более деликатными и тонкими путями.
Кроме этого, история Эстер научила еврейский народ посту и молитве — как нужно молиться вместе, всем народом, в дни опасности.
Читайте на толдот.ру: текст книги Эстер с по-русски