Акко — это город на севере Израиля, один из древнейших в мире портовых городов. В Акко жили в средние века великие мудрецы: Рамбан, Рамбам, Абулафия, позже — Рамхаль, но еврейская община на протяжении веков там была немногочисленна. По-настоящему еврейским городом Акко становится лишь в последние десятилетия: число евреев по отношению к числу арабов растет, строятся синагоги, появилась ешиват-эсдер.
Оглавление
Древняя история Акко [↑]
Город Акко располагается на севере Израиля, на берегу Средиземного моря, к югу от залива Акко и к северу от Хайфского залива — всего в 20 километрах от ливанской границы.
Древний город Акко с момента возведения и до эллинистический эпохи находился немного в стороне от современного — в 700 метрах от берега. Возможно, в те времена береговая линия выглядела иначе, и вода вплотную подступала к городу. Уже в кнаанейскую эпоху Акко был окружен крепостной стеной, имел порт и вел торговлю с Кипром и с городами Эгейского моря.
Акко всегда занимал очень выгодное в военном отношении положение, поэтому все армии, воевавшие в этом районе, стремились овладеть этим им.
В Иерусалимском Талмуде (Шкалим 6, 2) говорится, что именно про Акко идет речь в книге Иова (38:10-11): «И утвердил ему Свой закон и поставил затвор и ворота, и сказал: “доселе дойдешь, а не далее; и здесь предел надменным волнам твоим”». Вот это «доселе» («ад ко» на иврите) и есть Акко, являющийся «затвором и воротами» и для вод Потопа, и позже — для вхождения в Землю Израиля.
Даже после того, как многие города уже были отвоеваны евреями у кнаанейцев, а Акко должен был стать уделом колена Ашера, «Ашейр не изгнал жителей Акко и жителей Цидона, и Ахлава, и Ахзива, и Хэлбы, и Афика, и Рехова. И жил Ашейр среди Кенаанеев, жителей той земли, ибо он не изгнал их (Шофтим 1:31-32)». Язычники Акко продолжили жить в этом городе и платили колену Ашера дань.
В 701 г. до н. э. Акко был покорен ассирийским царем Санхеривом. В период персидского владычества Акко был военно-морской базой, игравшей важную роль в войне против Египта. В этот период город начал сдвигаться по направлению к морю — примерно туда, где находится сейчас «старый город» Акко. Этот процесс был завершен в эллинистическую эпоху, когда Акко был завоеван Александром Македонским, переименован в Антиохию Птолемаиду и стал греческой колонией. Видимо, тогда в городе появилась первая небольшая еврейская община.
Находясь под властью Селевкидов, Акко неоднократно служил базой для военных действий против Иудеи. Книга Маккавеев сообщает, что здесь в 143 г. до н. э. были предательски убиты первосвященник Йонатан Хашмонай и его воины.
Какое-то время Акко был независимым греческим городом. Его пыталась завоевать Иудея, но безуспешно. Акко переходил от одного эллинистического правителя к другому, пока в конце концов не был присоединен к Римской империи.
В годы правления Ирода Акко использовался как опорный пункт в военных действиях против Матитьяу, последнего царя из династии Маккавеев. Когда началась Иудейская война, жители Акко вырезали 2 тысячи евреев. В 67 году н. э. из Акко римский император Веспасиан предпринял поход против восставшей Галилеи.
В римский период Акко значительно перерос границы Старого города. К тому времени еврейская община занимала квартал, расположенный около старого порта.
Акко в Средние века [↑]
После окончательного разделения Римской империи в 395 г. н. э., Акко попал под управление Восточной (позже Византийской) Империи. В 636 году н. э. Акко был взят арабами, но небольшая еврейская община там продолжала существовать. Вопреки своей обычной практике, даже крестоносцы (завоевавшие город в 1104-м году) позволяли евреям селиться в Акко. В 1191 г. крестоносцы, повторно отвоевав Акко у Саладдина, временно владевшего городом, сделали его своей столицей, переименовав в Сен-Жан-д’Акр.
В 1165 г. Акко посетил крупнейший мыслитель, философ, автор фундаментальных трудов Рамбам и прожил в этом городе несколько месяцев. В 1170 г. еврейский путешественник Биньямин из Туделы нашел в Акко 200 евреев.
В XIII веке в Акко переехала парижская ешива рабби Йехиэля из Парижа вместе с 300 учениками, что сделало город одним из важных центров еврейской учёности. В этом столетии в Акко жил один из величайших авторов Тосафот рабби Шимшон бен Авраам из Шанца, выдающийся знаток практической кабалы раби Авраам бар Шмуэль Абулафия, великий мудрец Рамбан (возглавивший общину Акко после смерти рабби Йехиэля) и его ученик раби Ицхак де-мин Акко.
В 1291 г. египетские мамлюки разрушили Акко и вырезали большую часть его христианского и еврейского населения. Город был восстановлен лишь в середине XIV века, тогда же здесь вновь возникла еврейская община, но еще долгие века она продолжала оставаться маленькой и бедной.
Акко в Новое время [↑]
В XVIII веке в Акко проживало только около 100 еврейских семейств, и в городе действовали две синагоги, в одной из которых молился сам Рамхаль в те три года, что ему довелось прожить в Акко. В отличие от обычной синагоги, в синагоге Рамхаля вместо бимы (кафедры) — глубокая яма, в которую Рамхаль спускался, молясь Вс-вышнему поистине «из глубин» (130 псалом).
Рамхаль скончался в Акко, но его могила находится в Тверии. В соответствии с Алахой, Акко считался расположенным вне границ Святой земли, поэтому евреи хоронили покойников вне города: у подножья горы Кармель, в деревне Кфар-Ясиф или в Тверии.
В 1758 г. правитель бедуинов Акко, Дахар эль-Омар, захватил синагогу Рамхаля и построил на её месте мечеть. Вместо синагоги евреи получили небольшое здание к северу от мечети.
Одно из наиболее значительных событий в истории Акко — это осада его Наполеоном. 18 марта 1799 г. к стенам Акко подошла французская армия под командованием Наполеона Бонапарта, выступившая из Каира в поход в Сирию. 62 дня длилась осада Акко, семь раз французские войска штурмовали бастионы города, но были отбиты местным турецким правителем Ахмадом эль-Джазаром. Кстати, в дни осады Акко здесь оказался раби Нахман из Бреслава, и эту поездку подробно описывает Раби Натан, ученик раби Нахмана, в книге Шивхей а-Ран.
Для Наполеона Акко также оказался «затвором» Земли Израиля, которую он так хотел покорить. Наполеон был готов дать евреям большие права, но, естественно, все для собственной выгоды и в духе Аскалы — Просвещения, которая требовала от евреев стать «нормальными» гражданами Европы. Наполеон был заинтересован в помощи евреев в своей ближневосточной компании.
Ахмад Эль Джазар, не сдавшись Наполеону, продолжил укреплять Акко, соорудил систему городского водопровода, построил постоялые дворы, бани, рынки, а также огромную мечеть, носящую его имя.
К первой четверти XIX века евреи составляли четверть населения Акко. Фактически сидонской провинцией, к которой относился Акко, управлял еврей по имени Хаим Фархи, приближенный правителей провинции.
Хаим Фархи особенно отличился во время осады Акко наполеоновскими войсками, после чего его карьера пошла в гору. Хаим Фархи был щедр и жертвовал значительные суммы на синагоги Акко и Дамаска. Семья Фархи основала ряд фондов для финансовой поддержки йешив и мудрецов Торы.
После того, как в 1820 г. Хаим Фархи был казнен по приказу Абдаллаха, еврейское население Акко стало уменьшаться: в 1839 г. здесь жили 233 еврея, в 1886 г. — лишь 140.
В середине XIX в. евреи Акко были, главным образом, мелкими торговцами и ремесленниками, но многие не имели средств к существованию. В начале XX в. турки разрешили строительство нового квартала вне стен Старого города, а уже под британской властью новый Акко стал фактически развиваться.
Акко в государстве Израиль [↑]
В начале Войны за независимость 1948-го года Акко служил базой арабских войск, действовавших против северных еврейских поселений и готовивших нападение на Хайфу. 13 мая 1948 г. Акко был взят израильскими войсками, и город стал заселяться евреями, в основном, новоприбывшими, а большинство арабов бежали из него.
В середине 1960-х евреи покинули старый город из-за тяжёлых условий жизни и переселились в новый. Старый город вскоре превратился в центр туризма.
В начале 1990-х гг. в Акко поселилось значительное количество репатриантов из стран СНГ и Эфиопии. В 2000 г. репатрианты из бывшего Советского Союза составляли четверть всего населения города.
Современный Акко [↑]
В Акко есть что посмотреть, правда, большая часть достопримечательностей относится к эпохе крестоносцев и к эпохе исламского владычества. Кроме многочисленных мечетей и рыцарских залов, привлекают туристов также крепостные стены, в подвалах которых не так давно открылся музей фольклора и этнографии, акведук, построенный Сулейман-пашой, подземный туннель, крепость, постоялые дворы XVIII века и др.
В ходе раскопок археологи обнаружили древний город (Тель-Акко), просуществовавший с начала Кнаанейской эпохи и до Греческого периода (2200 лет назад). На этом кургане сейчас можно видеть массивные стены города, руины зданий и остатки ворот. На холме были найдены захоронения жителей города и остатки посуды, египетские печати и финикийские надписи.
Сейчас в Акко около ста действующих синагог, большинство из них — современные. Есть и ашкеназские, и сефардские синагоги, есть синагога горских евреев «Барух Мордехай», при которой успешно действует религиозно-культурный центр выходцев с Кавказа. Синагогу Рамхаля отреставрировали, и она также открыта для посещений.
Самая красивая синагога города — Ор Тора «Свет Торы» — была основана в 1950-х в память о древнейшем еврейском «доме собраний», появившемся почти 2,5 тысячи лет назад на о. Джерба у побережья Туниса. Фасад синагоги состоит из шести арок, украшенных разнообразными панно. Все четыре этажа здания как изнутри, так и снаружи украшены великолепной мозаикой, составленной из сотен миллионов натуральных камней.
Сейчас Акко — один из древнейших в мире городов-портов — является торговым и административным центром Западной Галилеи. В 2016 г. население Акко составляло около 48 000 человек, около трети этого числа — арабы, преимущественно, — мусульмане, но процент евреев в городе растет. Несмотря на обилие церквей и минаретов, лицо города с каждым десятилетием становится все более еврейским.