Темы: Награда и наказание, Моше, Дарование Торы, Будущий мир, Раби Акива, Синай, Рав Менахем Эпель
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день, хотелось бы задать вопрос: когда Моше побывал на уроке Раби Акивы, он попросил у Всевышнего показать, какую награду получит Раби Акива. Моше увидел то, что увидел, и спросил Всевышнего: и это награда праведнику? Т.е. Моше был, мягко сказать, шокирован такой «наградой праведнику».
Мой вопрос. Моше знал устройство миров, и, наверное, он знал, что и награда, и наказание относятся к Миру Будущему. Почему Моше тогда так отреагировал? С уважением, Oleksandr
Здравствуйте, Oleksandr!
Спасибо за интересный вопрос.
В качестве предисловия приведу всю (с небольшими сокращениями и дополнениями), упоминаемую Вами историю, источником которой является Вавилонский Талмуд (Менахот 29 б):
Сказал рав Йеуда, цитируя Рава: «Когда поднялся Моше с горы Синай в Небеса получать Тору, увидел там, что Всевышний сидит и дописывает короны (ктарим) к буквам Торы. Сказал пред Ним: “Владыка мира! Кто Тебе мешает дать Тору без этих корон?” Ответил ему: “Есть один человек, который будет жить через несколько поколений, и Акива бен-Йосеф имя его. И он выведет великое множество законов из каждой линии букв Торы. Сказал Моше: “Покажи его мне””. Увидел себя Моше в доме учения Раби Акивы, пошел и сел в последнем из восьми рядов учеников. И не понимал он, о чем они говорили, и из-за этого ослабел.
Когда Раби Акива должен был объяснить свои слова, спросили его ученики: “Раби, откуда тебе это известно?” “Это закон, полученный Моше на горе Синай” — ответил Раби Акива. Когда Моше это услышал, к нему вернулось обычное расположение духа.
Он вернулся к Всевышнему и спросил Его: “Владыка мира! У Тебя есть такой человек, а Ты даешь Тору через меня?” “Молчи, ибо так Я задумал!” — ответил Творец. Сказал Моше: “Владыка мира! Ты показал мне Тору Раби Акивы, покажи же мне и его награду”.
И Моше увидел, как римляне взвешивают плоть Раби Акивы в мясной лавке (после того, как он погиб в муках, освящая Имя Всевышнего). Спросил Моше: “Владыка мира! Такова Тора — и такова награда за нее?!” “Молчи, ибо так Я задумал!” — последовал ответ».
История эта очень глубокая, и развернутый комментарий к ней выходит за рамки моего ответа.
Вернемся к Вашему вопросу. Приведу его тоже в полной форме. Сказали наши, благословенной памяти, мудрецы (Кидушин 39 б), что человек не получает награду за выполненные им заповеди в этом мире. Этот мир называется Миром служения, а Мир Грядущий — Миром воздаяния. Почему же в таком случае Моше спросил у Творца: «Такова Тора — и такова награда за нее?!»? Ведь речь идет о страданиях в этом мире, не имеющем отношения к воздаянию — награде или наказанию — в Мире Грядущем.
Прежде, чем попытаемся ответить на вопрос, важно отметить: эта история рассматривается во многих значимых книгах по еврейскому мировоззрению, и практически ни одна из них не упоминает Ваш вопрос. Приведу этому свое объяснение.
Сказано в Талмуде (Шабат 55а): «Сказал рав Ами: нет смерти без греха и нет страдания без преступления». И, хотя Талмуд приводит случаи смерти без греха и на основании этого оспаривает утверждение рава Ами, один из первых комментаторов Талмуда — Меири — пишет, что утверждение рава Ами — истинно.
То есть, этот мир тоже управляется по справедливости, и в нем тоже есть свои награда и наказание. Нет страдания без преступления — в этом мире. И, если так, то страдания в этом мире приходят как наказание за грехи и, соответственно, также являются воздаянием. На этом, видимо, основано самое непосредственное понимание вопроса Моше, и так его поняли большинство комментаторов и мудрецов, поэтому у них не возникло вопроса, который возник у Вас.
Однако раби Элияу-Элиэзер Деслер в своей книге «Михтав мэ-Элияу» в нескольких местах цитирует эту историю и открывает более глубокое ее понимание. Так он пишет (в свободном переводе, с небольшими изменениями):
«Разумеется, вопрос Моше был в следующем. Он утверждал: согласно пониманию, возможному в нашем мире, в том, что произошло с Раби Акивой, есть осквернение Имени Всевышнего. Раби Акива поднялся выше ощущения страданий, буквально до уровня Грядущего Мира, но ведь в нашем мире нет того, кто может это правильно воспринять, и внешне это выглядит как великое поругание Имени. На что Всевышний ответил: “Так Я задумал” — то есть, в основе управления Всевышнего этим миром лежит идея, которая в большой своей части недоступна человеческому постижению».
Отсюда и ответ на Ваш вопрос: истинную награду человек получает в Мире Грядущем, Моше же заботился о том, как издевательства римлян над Раби Акивой при его жизни и после смерти будут восприняты большинством обитателей этого мира, которым истинный взгляд на вещи недоступен.
С уважением, Менахем Эпель
Читайте также: тема Награда и наказание
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Редакция Толдот
Родился в 1972 г в украинском городе Новоград-Волынский, в еврейском мире более известном как Звиль. В 1994 году приехал в Израиль. Учился на программиста в Хайфском Технионе. По окончании Техниона служил в израильской армии. Параллельно с воинской службой по вечерам учил Тору в ешиве для баалей тшува «Нетивот Олам» (г. Бней-Брак). После армии пошел в ешиву на целый день. Учится в колеле «Толдот Йешурун». Руководит работой вечернего колеля Толдот в Бат-Яме. Кроме того, часто дает уроки в разных общинах и колелях Израиля.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Натан Агрес
Или она была переведена на человеческий язык?
Рав Реувен Пятигорский
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Катастрофа и возвышение через страдание
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону