Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сила единства отличается от всех остальных проявлений совершенства; она создаёт возможность существования несовершенства и пути его восполнения, служения и получения награды»Рабейну Моше-Хаим Луццато
Тема

Освобождение от обетов

Принято у евреев в канун Рош аШана произносить просьбу об освобождении от обетов

Освобождение от обетов — Атарат недарим

В день перед Рош аШана в большинстве еврейских общин принято произносить специальную просьбу — Атарат недарим, то есть освобождение от обетов (иногда переводят как расторжение обетов), чтобы предстать перед судом Всевышнего очищенными от тяжкого греха греха неисполненных обетов, в том числе, обетов просто забытых, и потому оставшихся неисполненными.

Атарат недарим — освобождение от обетовАтарат недарим — освобождение от обетов

Просьбу освобождения от обетов произносят перед минимум тремя другими евреями.

Обычно церемония освобождения от обетов — Атарат недарим — совершается после завершения утренней молитвы Шахарит.

Поскольку данные нами обеты могут быть расторгнуты только знатоком Торы, необходимо отправиться к нему и рассказать, какие обеты были взяты нами на себя, и объяснить, что если бы мы знали, что не сможем их выполнить (или существует иная причина, по которой мы раскаиваемся в их принятии) — то не стали бы брать их на себя. Тогда знаток Торы говорит нам трижды: «Отпускается тебе». Суть этого отпущения в том, что данные обеты признаются данными по ошибке.

Однако, сегодня просьбу о расторжении обета необходимо произнести перед тремя людьми. Хотя раввин — знаток Торы — в принципе имеет право расторгать обеты единолично, то этим же правом обладают и три простых еврея. А в наше время мы полагаем, что ни один человек не располагает правом расторгать обеты единолично.

На практике поступают так: каждый человек выбирает для себя трех (или больше) других и говорит им, что он раскаивается во всех обетах, принятых им в течение года. Они отвечают ему: «Отпускается тебе».

Существует формула этой церемонии, приводимая в молитвенниках. В этой формуле подробно изложены все проблемы, связанные с обетами, и способ их расторжения.

Тем, кто не знает иврит, лучше произносить освобождение от обетов по-русски. Ниже мы приводим его текст, сокращенный и в какой-то мере упрощенный (полный вы можете найти в молитвенниках, в т.ч. в праздничных — махзорах).
Основной принцип снятия обетов таков: если человек предстает перед судом из трех «судей» и говорит, что сожалеет о том моменте, когда принял на себя обет, то судьи могут его снять. (Здесь важно уяснить понятие «меикара», буквально это означает «с самого начала»: человек должен сожалеть, что он вообще принял этот обет, и у него не должно быть отношения «хорошо, что я принял в свое время этот обет, и только сейчас он мне мешает, поэтому я хочу его отменить»).

Вот этот текст:

«Слушайте, господа судьи! Я сожалею обо всех обетах, клятвах и обязательствах сделать то или иное богоугодное дело, которое я обещал сделать устами или в сердце, и о хороших обычаях, которым я следовал три раза и не сказал “бли недер” — “без обещаний”. Обо всем этом я сожалею с того самого момента, когда брал на себя обязательства. Я сожалею не о добрых делах, которые я делал, а о том, что не сказал “бли недер”. По закону тот, кто просит снять обеты, должен перечислить их, но я не могу этого сделать потому, что не помню их. Итак, я сожалею обо всех обетах и клятвах — с того самого момента, когда давал обет или клятву, и прошу вас снять мне их; и я не прошу вас снять те обеты, которые нельзя или невозможно снять».

Судьи в ответ трижды произносят:
«Мутар лах, мутар лах, мутар лах».
Это означает «ты освобожден (от всех обетов и клятв)», буквально — «они тебе разрешены».

Затем обычно произносят текст освобождения от будущих обетов:

«Я аннулирую с этого момента и далее все обеты, все клятвы, все обязательства выполнить любую мицву (заповедь или доброе дело), о которых я скажу вслух или приму решение в сердце. Аннулирую все обязанности, которые возникнут из-за того, что я сделаю какое-то доброе дело или выполню заповедь три раза, не оговорив, что такое поведение не становится для меня обетом (кроме обета поститься, принятого на себя в Минху накануне поста). И если я забуду о своем теперешнем заявлении и приму на себя какой-либо обет — с данного момента я сожалению об этом и заявляю, что все эти обеты заранее аннулированы и не имеют никакой силы».

Освобождение от обетов — еврейский обычайВ наше время ни один человек не может расторгать обеты единолично

Освобождение от обетов необходимо делать перед тремя евреями лично. Невозможно это делать по телефону или по скайпу.

А вот заявление об отмене будущих обетов, которое обычно говорят после текста освобождения от обетов, можно произнести и в одиночку.

Стоит добавить, что, согласно обычаю, принятому в сефардских общинах, расторжение обетов производится дважды в год: за сорок дней до Рош аШана, т. е. 19-го Ава, и за сорок дней до Йом Кипура — то есть в новомесячье Элула.

Выводить материалы