Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ежедневная учеба Подписаться

Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.

воскресенье, 10 июля 202211 тамуза 5782
Ни дня без Торы

У меня там четыреста сыновей, — сказал рав Элханан Вассерман в ответ на предложенное ему политическое убежище в Америке, где его застало начало Второй мировой войны. — Как же я могу их оставить?! Сыновья — это ученики. Рабби Элханан Буним Вассерман (1875- 1941) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров поколения. Он вернулся к своей ешиве, и погиб от рук нацистов, освящая Имя Всевышнего, в день 11 таммуза.

Отношения между людьми. Не вводить в заблуждение

Обманывать можно и молча

Даже в случае, когда человек ничего не говорит, но своим поведением или действиями вводит других в заблуждение, это также является частью запрета гневат даат.

В основном, запрет гневат даат связан с материальным ущербом, когда человек обманывает другого в вопросах купли-продажи, например, продает вещь с дефектом, но скрывает это от покупателя. Кроме того, есть гневат даат, когда человек дает понять другому, что оказал ему какую-то услугу или говорил о нем что-то хорошее, а на самом деле этого не было. Т. е. его друг будет благодарен ему понапрасну (например, человек соглашается подвезти товарища домой, сделав вид, что на самом деле он направлялся в другое место. Теперь товарищ будет думать, что ему очень помогли: специально ради него заехали в другой район).


Заповеди

Пока не начнут бить

И говорится в Сифре: «Откуда известно, что даже если мы уже увещевали человека четыре или пять раз, мы все же вновь и вновь должны наставлять его? Из того, что Тора говорит: “Наставляй, увещевай…”. Может быть, мы должны увещевать его, пока он не переменится в лице (т. е. может быть, разрешено даже позорить его в присутствии других людей)? Но ведь Тора сказала: “… и не понесешь за него греха” (а опозорив человека при других, мы “понесем из-за него грех”. См. НД 303)».

И уже объяснили мудрецы (Бава меция 31а), что эта заповедь обязательна для каждого человека, и даже ребенок обязан наставлять взрослого. И, как разъясняют носители устной традиции, даже если человека в ответ проклинают и позорят, он не должен прекращать наставлений до тех пор, пока к нему не применят силу. И сказали мудрецы (Арахин 16б): «До побоев».

Законы этой заповеди и условия ее выполнения разъясняются в нескольких местах, рассеянных по Талмуду (см. Сангедрин 101б).

Посмотреть полностью


Получайте этот листок на имейл ежедневно!