Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Это — величайшая мудрость, превосходящая все премудрости: вообще не мудрствовать»Раби Нахман из Бреслава

Раби Йосеф-Дов-Бер бар Моше Алеви Соловейчик

Дата рождения: прибл. 1903 г. (5663) Дата смерти: прибл. 1993 г. (5753)
Период жизни: Современность

Раби Йосеф-Дов бар Моше Алеви Соловейчик (5663—5753 /1903—1993/ гг.) — руководитель нью-йоркской Ешива-Юниверсити (Ешивы-Университета), один из духовных лидеров американского еврейства.

Прямой потомок р. Хаима Воложинера (см.), создавшего прославленную Воложинскую ешиву. Внук р. Хаима Соловейчика (р. Хаим Брискер; см.), основателя «бриской» школы талмудического анализа.

Родился в белорусском городке Пружаны.

Изучал Тору под руководством деда и отца, р. Моше Соловейчика.

В 5685 /1925/ году поступил в берлинский университет, где изучал математику, формальную логику и философию. Получил степень доктора философии. Его докторская диссертация была посвящена онтологии неоплатоников, и в первую очередь, творчеству немецкого философа Германа Когена.

Значительное влияние на формирование его мировоззрения оказали работы европейских экзистенциалистов, а позднее «инструментализм» американского философа Джона Дьюи, который в своей теории познания выдвигал на первый план индивидуальный духовный опыт каждого человека.

Р. Йосеф-Дов владел шестью европейскими языками, в том числе и русским, — он читал в подлиннике многие произведения Федора Достоевского.

В 5692 /1932/ году эмигрировал в США, где стал главным раввином ортодоксальной общины г. Бостона, штат Массачусетс.

В своей общине он установил высочайшие стандарты кашрута, а также организовал еврейскую школу имени Маймонида (Рамбама /см./), в которой изучение Торы сочеталось с преподаванием светских дисциплин (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.190).

В 5701 /1941/ году, после смерти отца, р. Йосеф-Дов сменил его во главе кафедры Талмуда в нью-йоркской Ешива-Юниверсити — уникальном высшем учебном заведении, в котором Тора и научные дисциплины изучались в их единстве и взаимосвязи.

Р. Йосеф-Дов был одним из руководителей движения религиозного сионизма — начиная с 5706 /1946/ года он являлся почетным президентом американского отделения сионистской организации Мизрахи.

Образование государства Израиль в 5708 /1948/ году он воспринял как начало эпохи конечного избавления. «Никто не решится отрицать, — писал он, — что с точки зрения международных отношений создание государства Израиль было событием, почти необъяснимым естественным образом Идею создания государства Израиль поддержали и страны Запада, и Россия. Это было, вероятно, единственным предложением, поддерживая которое Восток и Запад объединились. Я склонен думать, что Организация Объединенных Наций была создана именно для этой цели — для исполнения миссии, возложенной на нее Провидением. …Я не знаю, кого видели представители прессы в кресле председательствующего на заседании, на котором было принято решение о создании государства Израиль, — но тот, кто смотрел глазами духа, а не глазами тела, ощутил присутствие подлинного “Председателя”, который подводил итоги дискуссии. …Мы слышали, как Он стучал своим молотком по столу» (Р. Йосеф-Дов Соловейчик Коль доди дофек).

Р. Соловейчик отмечал, что еще большим чудом была победа в Войне за Независимость. Он писал: «Всевышний, благословен Он, отягчил сердце Ишмаэля, и тот вступил в бой с государством Израиль. Если бы арабы не объявили войну Израилю, а согласились бы с планом раздела страны, государство Израиль осталось бы без Йерушалаима, без большей части Галилеи и части Негева. …Чудо — “отдал многочисленных в руки немногих” произошло на наших глазах. …Крошечная и необстрелянная армия обороны Израиля одержала победу над регулярными войсками целого ряда. арабских стран. …Теперь завершилась эпоха сокрытия Его Лика» (там же).

В период образования государства Израиль, р. Йосеф-Дов даже заявил — с некоторой долей полемического запала, что «лучше жить в еврейском государстве, управляемом атеистическими еврейскими партиями, чем в религиозном еврейском районе Бруклина». Однако, когда в 5719 /1959/ году, после смерти первого главного раввина Израиля р. Ицхака-Айзика Герцога (см.), ему предложили совершить алию и занять этот почетный пост, он отказался (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.190).

За полвека преподавания в Ешива-Юниверсити р. Йосеф-Дов подготовил тысячи учеников, многие из которых стали главами ешив и общин по всему еврейскому миру.

Он посвятил в раввинское звание около двух тысяч человек. Значительная часть его выпускников совершила алию, где многие из них стали преподавателями университета Бар-Илан, созданного в Рамат-Гане по модели Ешива-Юниверсити.

Все эти годы, до конца своей жизни, р. Соловейчик оставался и раввином Бостона — на несколько дней в неделю он приезжал в Нью-Йорк и проводил в Ешива-Юниверсити три лекции, которые продолжались два-четыре часа и привлекали одновременно не менее ста студентов. Он славился как выдающийся лектор и, кроме штатных уроков, проводил многочисленные выступления и в Нью-Йорке, и в Бостоне. На некоторые его уроки собиралось более тысячи человек (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.191).

Р. Йосеф-Дов Соловейчик стал общепризнанным духовным лидером нового течения в еврейской жизни Америки, получившего название Modern Orthodoxy (современная ортодоксия).

В рамках этого течения объединились десятки тысяч молодых американских евреев, сохранивших приверженность заповедям Торы, — и вместе с тем, впитавших ценности западной культуры и демократии.

Следуя давней семейной традиции, предписывающей не издавать книг при жизни автора, р. Йосеф-Дов почти не публиковал своих сочинений — из немногих его книг, увидевших свет печати при его жизни, выделяется монографический очерк Иш аалаха (Человек закона), посвященный образу идеального, с его точки зрения, раввина — руководителя еврейской общины.

Р. Йосеф-Дов Соловейчик умер в холь-амоэд Песаха 5753 /1993/ года — в возрасте девяноста лет.

Многие его толкования Торы изданы по записям учеников. Его философские и этические эссе, посвященные проблемам еврейского мировоззрения, переведены на ряд европейских языков.

с разрешения издательства Швут Ами