Тамар — невестка Йеуды, сына праотца Яакова. Согласно многим мнениям, Тамар была дочерью Шема бен Ноаха, которого Тора называет «коэном» — то есть священником Всевышнего. Тамар является прародительницей царского дома в народе Израиля.
Согласно Торе, Тамар последовательно была женой двух старших сыновей Йеуды, которые умерли, не оставив потомства. О них сказано в Торе, что они были «неугодны Б-гу».
Когда вырос третий сын Йеуды, Шела, Йеуда, опасаясь женить его на Тамар, отослал ее к ее родителям. Он объяснил это тем, что Шела еще слишком юн и не может пока выполнить заповедь о левиратном браке.
Тора рассказывает: когда Шела стал совершеннолетним и Йеуда не женил его на Тамар, та переоделась и села на развилке дорог. Увидев ее в закрытых одеждах, Йеуда не узнал ее, и, думая, что она блудница, вступил с ней в связь, пообещав позже прислать козленка из своего стада. В залог по ее просьбе он оставил посох, печать и пояс.
Спустя некоторое время он послал друга, чтобы тот нашел ее, отдал козленка и забрал залог, но блудницу на том перекрестке дорог не нашли. Через три месяца Йеуде сообщили, что его невестка беременна. И, так как ее статус был «замужняя женщина», он повелел ее сжечь за прелюбодеяние. Тогда Тамар послала Йеуде предметы, оставленные им в залог, и просила передать: она беременна от того, кто у нее оставил это (интересно, что при этом она не позорила Йеуду).
Йеуда отменил свой приговор, оправдал Тамар, и она родила близнецов — Зэраха и Переца (см. Берешит 38).
Потомком Переца в десятом поколении стал Машиах — еврейский царь-помазанник, объединивший всех евреев в одном государстве, начавший строительство Храма — Царь Давид [термин «машиах» буквально означает «помазанник», и царь Давид был помазан на царство по указанию Всевышнего].
Потомком же царя Давида — и, следовательно, Переца и Тамар — будет Машиах-Мессия, еврейский спаситель.
Интересно, что рождению Царя Давида в его семейной истории предшествовали три удивительных события, где женщины сыграли особую роль.
Первая — это история Тамар, которая, согласно мидрашу, просила Б-га не оставить ее бездетной и ради рождения детей решилась на опасный шаг. После того, как ее невиновность была доказана, Йеуда на ней женился.
Вторая — история о том, как Дочери Лота инициировали связь с отцом, думая, что после уничтожения Сдома и Аморы других людей на земле не осталось. И от одной из них родился прародитель народа Моав.
И, наконец, моавитянка Рут, прабабка Царя Давида, инициировала левиратный брак с дальним родственником своего мужа Боазом.
Читайте также: тема Еврейская история