Чем добро отличается от милосердия?26 апреля 2018 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Доброе время суток. Помогите, пожалуйста, разобраться, какое Тора дает определение терминам «ДОБРЫЙ человек» и «МИЛОСЕРДНЫЙ человек», в чем между ними разница? Если меня спросит ребенок: «Папа, что такое добро и милосердие, и в чем их различие?», то определения, даже для себя, у меня нет. Примеры этих проявлений в жизни вижу и делаю, но сформулировать… Отсюда делаю вывод, что я не знаю! Прошу, помогите найти определения Торы по этим терминам. С огромным уважением к Вам и Вашему труду, Алексей Читать дальше |
|
Храм упадет с неба? Или его должны построить евреи?4 апреля 2018 года, отвечает Рав Мендель Агранович Уважаемые раввины, как известно, есть два сценария геулы (избавления): если станем праведными, то удостоимся геулы раньше назначенного срока, а если не станем праведными, то в любом случае к концу шестого тысячелетия Творец даст нам геулу. У меня вопрос: если есть два основных сценария развития событий, то почему, говоря о Храме, обычно говорят только об одном варианте? Во всяком случае, так я слышала от множества рабаним (в том числе и на вашем сайте), которые, ссылаясь на хахамим (мудрецов), говорят от их имени только об одном сценарии, к примеру: «Рав такой-то утверждал, что Храм упадет с неба» или «Рав такой-то писал, что Храм должны построить евреи» и т.д. Почему практически не слышно от имени хахамим двух (или больше) вариантов развития событий — на случай если удостоимся и на случай если не удостоимся? К примеру: «Возможно, что, если мы удостоимся, Творец подарит нам Храм в готовом виде, но если мы будем недостойны, то какую-то часть придется нам построить самим»? Это был общий вопрос, а теперь более детально: Читать дальше |
|
Гер не обязан приносить Пасхальную жертву?3 апреля 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Объясните, пожалуйста, как понять Бемидбар 9.14? В переводе Ф. Гурфинкель это звучит как: «И если проживать будет с вами жилец и (пожелает) содеять пэсах Господу, по закону о пэсах и по его суду, такое содеет. Закон один будет для вас, и для жильца, и для исконного земли». Что означает «(пожелает) содеять», это необязательное для гера постановление? Или имеется в виду свобода выбора при исполнении «захочет — исполнит, не захочет — не исполнит»? И что такое «…и по его суду,…»? Чьему суду, гера? Заранее благодарен. Андрей Читать дальше |
|
Отчего еврейский народ в пустыне был так «слеп»?19 марта 2018 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Дорогой раввин, помогите пожалуйста понять, отчего еврейский народ в пустыне, ведомый Самим Господом через Моше, был так «слеп»? После всех чудес, которые сотворил Господь своей сильной рукой в Египте, при выходе оттуда, а потом в пустыне, народ продолжает сомневаться, обвиняя Моше, а потом вообще просят Агарона, чтобы сделал им бога, который пойдет перед ними. Было ли дело в обычной человеческой глупости, либо зной и голод уморили их до такого состояния? Помогите понять настроение современников тех дней. Большое спасибо, Р. Читать дальше |
|
Почему многих пугает новое?19 февраля 2018 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом! Скажите, пожалуйста, как уменьшить стресс по поводу неизвестного? И почему людям свойственно делать покупки в одних и тех же магазинах, общаться с одними и теми же друзьями, пробовать и готовить привычные и известные нам блюда? Почему многих пугает что-то новое? Владимир Читать дальше |
|
Помогла неприятному человеку, но не от чистого сердца и без радости...1 февраля 2018 года, отвечает Рав Яков Шуб Сестра моей хорошей подруги не переносит меня, мне кажется, просто за то, что я стараюсь соблюдать заповеди. Но недавно она попала не в очень хорошую ситуацию — ей негде было жить, и она попросила меня приютить ее. Я не могла отказать, но сейчас меня мучает совесть: я не из чистого сердца и с радостью помогла ей. Я помогла, чтобы сказать самой себе: я не такая, как они, я выше их, я не буду злой только потому, что они злые люди. Стоило ли вообще помогать человеку, если это «скрепя сердце» и если это в угоду моему высокомерию и тщеславию? Я почувствовала себя лучше них, и мне кажется, что это не правильное чувство. Адаса Читать дальше |
|
Евреи вышли из Египта вооруженными. Откуда оружие у вчерашних рабов?26 января 2018 года, отвечает Рав Моше Абрамович Добрый день! В недельной главе Бешалах 13:18 сказано, что сыны Израиля вышли вооруженными из страны Египетской. РАШИ разъясняет: חמושים означает именно «вооруженными», «подпоясанными оружием». В связи с этим возникает вопрос — ведь евреи находились в Египте на положении рабов, а рабы, как правило, не имеют право носить оружия. Т.е. получается, что евреи обрели оружие непосредственно перед Исходом? Или они получили оружие каким-то другим способом? Заранее благодарю за ответ! И. Читать дальше |
|
Почему Моше Рабейну не считается отцом еврейского народа, как Авраам, Ицхак и Яаков?25 января 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. У меня такой вопрос: почему Моше Рабейну не считается отцом еврейского народа, как Авраам, Ицхак и Яаков? Буду рада получить ответ. Спасибо, Оля Читать дальше |
|
Нужно ли носить кипу в бассейне или когда спишь?23 января 2018 года, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте, дорогие раввины. У меня вопрос. Как правильно носить кипу? Как быть в бассейне, в бане, купаясь в водоеме? Нужно ли по закону в ней спать? Л. Читать дальше |
|
Все пророчества нужно понимать буквально или как аллегорию?10 января 2018 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте, ув. рав. У меня вопрос по поводу понимания пророчеств. С одной стороны, я слышала от знакомого хареди, что все пророчества нужно понимать буквально и именно в буквальном смысле они обязаны осуществиться, а понимание их только как аллегорий — это кфира (неверие). С другой стороны, я читала у Рамбама, что все пророчества о чудесах эпохи Геулы следует понимать только как аллегорию. Помогите разобраться, пожалуйста, так возможно ли, что слова пророков — это только аллегория, не подразумевающая буквально воплощение чудес, или обязательно должно быть буквальное воплощение пророчеств, а Рамбама нужно понимать как-то иначе? Заранее благодарю. N. Читать дальше |
|
Куда делись десять колен Израиля?1 января 2018 года, отвечает Рав Мендель Агранович Шолом Алейхем, господа раввины! У меня возник вопрос по поводу колен Исраэля. А конкретно: куда они делись? Не могли бы Вы мне дать ссылки, где я могу найти информацию в ТаНаХе о них, у каких пророков или в других источниках? Информация нужна мне, чтобы рассказать историю о коленах детям (а точнее, провести занятия). Хотелось бы сделать это как можно лучше. Спасибо за внимание. А. Читать дальше |
|
Подскажите, пожалуйста, что такое «эрев рав»?1 января 2018 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом! Подскажите, пожалуйста, что такое «эрев рав»? N. Читать дальше |
|
Как можно назвать внебрачные отношения Рувима с Валлой — изнасилованием? Прелюбодеянием?28 ноября 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый Раввин. Как этот момент можно назвать? Изнасилование? Прелюбодеяние? Внебрачные отношения Рувима (Реувена) с Валлой (Билхой) в этом месте были по обоюдному согласию из-за того, что эта женщина испытывала острую нехватку сексуальных отношений? Или это было желание досадить Отцу Иакову?! Тора, 1-я Книга 35: 22: Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего. И услышал Израиль. N. Читать дальше |
|
Объясните отношение Авраама к его сыновьям от наложниц17 ноября 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Уважаемый Раввин! Объясните, пожалуйста, почему Авраам передал знания о нечистых силах своим сыновьям от наложниц и отослал их на восток? Разве любящий отец может пожелать своим детям разрушающие деструктивные знания? Или эти дети ему были безразличны? Ведь эти дети были евреями. И почему Яаков, несмотря на то, что очень любил Йосефа, не отсылал своих остальных сыновей от наложниц, подальше от Йосефа? Спасибо. Читать дальше |
|
Чем дождь-гешем отличается от дождя-матара?8 ноября 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Спасибо за Ваш ответ про дождь в качестве метафоры. Меня интересует само слово дождь. Оно встречается в Торе как «матар» (Берешит 2:5), и как «гешем» (там 7:12), в чем разница между этими понятиями. И еще, почему в молитве Шмоне-Эсре во втором благословении упоминается «гешем», а в девятом «матар». Большое спасибо. Читать дальше |
|
В чем различие между самыми известными комментариями к Торе?2 ноября 2017 года, отвечает Рав Моше Сытин Здравствуйте! Подскажите, в чем различие между самыми известными комментариями к Торе? Например, говорят, что РаШи сильно мистифицирует простые вещи. Чьи комментарии Вы бы посоветовали начать читать? Большое, спасибо! Читать дальше |
|
По какой причине Всевышний пообещал больше не наводить всемирный потоп?27 октября 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, уважаемый рав! У меня вопрос по главе Ноах. Выйдя из ковчега по окончании потопа, Ноах построил жертвенник и совершил на нем жертвоприношения Б-гу, в результате чего сказано (Берешит, 8:21): «И воспринял Г-сподь благоухание, и сказал Г-сподь в сердце Своем: Не буду более проклинать землю из-за человека, ведь побуждение сердца человеческого худо с юности его (йецер лев а-адамра ми-неурав), и не буду более поражать все живое, как Я сделал». Если я правильно понимаю, тот факт, что уже с раннего детства дурное начало одолевает человека и приманивает его к греху, приводится здесь как смягчающий фактор в виновности человека за свои грехи, и именно в силу этого обстоятельства Всевышний принял решение не наводить потоп повторно. Но если так, непонятно, почему этот же фактор не уберег человечество от первого потопа, ведь то, что дурное начало преобладает в людях, было известно Творцу и ранее. Более того, именно преобладание дурных помыслов представляется самой Торой как основная причина потопа, как сказано (Берешит, 6:5-7): «И увидел Г-сподь, что велико зло человеческое на земле и все побуждение помыслов сердца его лишь худо весь день (ве-холь йецер махшавот либо рак ра коль а-йом). И пожалел Г-сподь о том, что создал человека на земле, и огорчился Он в сердце Своем. И сказал Г-сподь: Сотру человека, которого Я сотворил, с лица земли, от человека до скота, до ползучего и до птицы небесной; ибо сожалею Я о том, что создал их». Как разрешить такое противоречие? Заранее благодарен, Евгений Читать дальше |
|
Почему Б-гу надо было продиктовать Тору Моше?25 октября 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Последние 15 стихов Торы описывают смерть Моше. Талмуд (Бава Батра 15а) обсуждает, кто их написал: Йеошуа или сам Моше слезами. Но почему Сам Б-г не мог их написать? Почему вообще Б-гу надо было продиктовать всю Тору Моше? Ведь Он мог написать ее целиком и отдать Моше в готовом виде! Читать дальше |
|
Что за Каинова печать? Упоминается ли она в иудаизме, каково ее значение?17 октября 2017 года, отвечает Рав Арье Гальчук Приветствую. Возник вопрос о Каине и Эвеле. В разных источниках упоминается о метке (печати) Каина, которой Б-г отметил его. В иудаизме — описана ли эта печать и есть ли упоминания о ней и значение? Спасибо. Читать дальше |
|
Почему Терах, отец Авраама, оставлен иудаизмом в тени?16 октября 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! У меня возникло впечатление, что в иудаизме очень не заслуженно обойдена личность Тераха, отца Авраама. Вот Авраам — это наш праотец, праведник, личность, которую трудно переоценить, а Терах — просто заурядный идолопоклонник. И постоянно мудрецы подчеркивают, что праведность Авраама никак не связана с Терахом, что Авраам до всего дошел сам. В общем-то, если бы Авраам был единственным таким ярким потомком Тераха, то мне это было бы легко принять, но ведь у Тераха было еще два сына и от каждого из них произошли очень незаурядные личности: Аран — младший брат Авраама, был явно незаурядной личностью. Как говорит Мидраш, он вслед за Авраамом признал единого Творца и пошел в печь, для чего нужно действительно иметь сильную веру в единого Творца. Да и дети Арана — Лот, Сара и Милька, были праведными. Может Лот и уступал Аврааму, но по сравнению с другими он был праведен и даже в Сдоме не развратился до общего уровня, и от него произошла Рут, а значит, и Машиах. О праведности Сары, жены Авраама, даже говорить не нужно — это не подлежит сомнению. Милька вышла замуж за Нахора, среднего брата Авраама и Арана, и от них произошли наши праматери Ривка, Рахель, Лея и Билга. Так почему же иудаизм обходит вниманием Тераха, все сыновья которого проявили такой сильный потенциал, ведь это явно свидетельствует о незаурядности их отца? Читать дальше |
|
Зачем в пустыне нужна была лопатка для закапывания испражнений? Ведь ман усваивался полностью!31 августа 2017 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Здравствуйте, уважаемые раввины. Скажите, зачем нужна была лопатка евреям в пустыне? (О ней говорится в главе «Ки теце», Дварим 23:14, — что она нужна для засыпания испражнений). Ведь евреи того поколения питались маном (манной), который полностью усваивался? Юлия Читать дальше |
|
Запрещено употреблять в пищу части тела ещё живого животного. Кому и зачем это нужно делать?16 августа 2017 года, отвечает Рав Менахем Эпель Уважаемый раввин! Одна из заповедей для Бней Ноах запрещает употреблять в пищу части тела ещё живого животного. Звучит это, мягко говоря, довольно странно. Прошу Вас объяснить суть заповеди и, по возможности, со ссылкой на первоисточник. Спасибо. Читать дальше |
|
О каком «новом законе» говорит пророк Ирмия?15 августа 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Объясните, пожалуйста, о каком новом законе говорит Йирмейа (31). Тода. Д. Читать дальше |
|
Еврейский народ называется «гой»?11 августа 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский У меня вопрос. Почему Ашем говорит Моше: «сделаю тебя великим народом», используя слово «лэ-гой»? Но, говоря о еврейском народе до и после этого стиха, Ашем и Моше используют слово «ам». Такое же слово используется в обещании Араму сделать его «гой гадоль». И второе: если в этих Его обещаниях, обращенных к Авраму и Моше, используется именно слово «гой», то почему в утренних молитвах мы благодарим Его за то, что Он не создал нас «гоим»? Спасибо за ответ. Алекс Читать дальше |
|
Б-гу действительно не все равно, включаю я в субботу свет или нет?6 июля 2017 года, отвечает Рав Яков Шуб Уважаемые раввины, я понимаю, что есть Бог и что Его надо слушаться, но мне непонятно, действительно ли Богу не все равно, включаю я в Субботу свет или нет? Неужели все эти законы — это только способ найти повод держать человека в страхе и наказывать его? Читать дальше |
|
Как евреи в пустыне могли поспешно уйти от горы Синай?4 июля 2017 года, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом. У меня такой вопрос. Если евреи в пустыне двигались, только когда двигалось облако, то как они могли поспешно уйти от горы Синай? Заранее спасибо за ответ. Читать дальше |
|
Почему Б-г не разрешил Моше войти в Землю Израиля?30 июня 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Почему Б-г не разрешил Моше вместе с евреями войти в Израиль после выхода из Египта? Наум Читать дальше |
|
Слышал, что мудрецы Торы по-разному толковали Тору. Почему?14 июня 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться со следующим вопросом. Часто слышал, что нередко случалось так, что мудрецы Торы по-разному толковали ее части. А почему это происходит? Какого мнения в таких случаях придерживаться? Или в Тору специально были заложены различные варианты толкования, которые все правильные? Заранее благодарен. N. Читать дальше |
|
Как правильно распределить цдаку?11 мая 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый рав, добрый день! Если позволите, хотел бы задать Вам несколько вопросов о цдаке. Слава Б-гу, у меня есть возможность выделять (бли нэдэр — «без обета») в месяц небольшой бюджет на цдаку. И мне удобнее всего давать цдаку онлайн через сайт toldot.ru. Как лучше распределять выделенные для цдаки средства: давать каждый день небольшие суммы или давать раз или два в месяц, но сумму побольше? Давать ли небольшие суммы разным людям или использовать всю выделенную сумму на помощь кому-то одному? И еще вопрос. Среди моих знакомых есть люди, которые с радостью давали бы цдаку, но они не владеют компьютером и онлайн-платежами, а в синагогу ходят нечасто (по разным причинам). Будет ли правильно, если я предложу им передавать свои пожертвования мне, с тем чтобы я передавал их онлайн? Будет ли это их мицвой (заповедью, выполненной ими)? Не повредит ли это как-то моей мицве? Прошу простить за многословие, но вопрос весьма деликатный, и не хотелось бы осквернить радость цдаки. С уважением, П.Ш. Читать дальше |
|
Кто такие «иврим»? И откуда египтяне знали о них?26 апреля 2017 года, отвечает Рав Яков Гельфман Добрый день! Читая Тору, никак не могу понять. Слово «иврим» встречается впервые во время истории с Йосефом, когда тот говорит, что «я из страны Иврим». При этом позже, когда египтяне накрывают стол для братьев Йосефа «отдельно», то снова звучит слово «иврим» и то, что для египтян мерзость — есть с ними за одним столом. Вот я и не пойму… если иврим — это жители Ханаана, то возникает вопрос: в книге Шмот Б-г посылает Моше и Аарона со словами «так сказал Б-г, Б-г а-Иврим…» Если же слово «иврим» обозначает 70 человек, которые впоследствии спустились в Египет, то тогда это тоже странно… их же мало, и вряд ли о них были так наслышаны египтяне. С уважением, Евгений Читать дальше |
|
Если бы евреи не создали золотого тельца, не надо было бы выкупать первенцев?23 апреля 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом. У меня с моим другом и товарищем по колелю возник спор на тему выкупа первенцев. Написано в седьмой части недельной главы Бо в стихе 13: «…и всякого первенца-человека из твоих сыновей выкупи». В моем понимании это значит, что, даже если бы греха первенцев (когда они участвовали в создании золотого тельца) не было, то первенцы все равно должны были бы выкупать себя, правда, я не представляю, у кого. Мой друг считает, что, если бы не было греха с тельцом, то не было бы коэнов как первосвященников, соответственно, не надо было бы первенцев выкупать, да и выкупаться, собственно, не у кого. Помогите, пожалуйста, с ответом. Заранее благодарен. Михаэль Читать дальше |
|
Есть ли в иудаизме понятие «ненависть к себе»?29 марта 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день! Подскажите, пожалуйста, есть ли в иудаизме понятие «ненависть к себе» (как невротическое расстройство в психологии)? Какой это грех? Какое может быть исправление? Спасибо. Екатерина Читать дальше |
|
Почему в 145-ой главе Тэилим, где первые буквы каждого стиха образуют алфавит, пропущена буква?21 марта 2017 года, отвечает Рав Яков Гельфман Почему в молитве Ашрей («Счастливы пребывающие в доме Твоем…»; основная часть молитвы — 145-ая глава Тэилим, где первые буквы каждого стиха образуют алфавит — прим. ред.) нет стиха, начинающегося на букву «нун»? Читать дальше |
|
Великий мудрец Талмуда убийца?9 марта 2017 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом Аллейхем! Где-то в Талмуде я читал, что на Пурим р. Зейра и Раба сильно напились, и один зарезал другого. Затем сделал тшуву и оживил его. Как это возможно? И как это вообще понимать? М. Читать дальше |
|
Какой шуткой об Эстер раби Акива хотел разбудить задремавших учеников?8 марта 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Скажите, а что кроется на самом деле за шуткой Раби Акивы, которой он хотел пробудить дремавших учеников, насчет 127 стран? С уважением, А. Читать дальше |
|
Расскажите, пожалуйста, о молитве Мусаф28 февраля 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Недавно услышал, что в Субботу к обычным молитвам добавляют еще одну, с чем это связано? И где можно почитать об этой молитве подробнее? Заранее спасибо, Валентин. Читать дальше |
|
Как Эстер попала в дом царя — добровольно или нет?27 февраля 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Как Эстер попала в дом царя — добровольно или нет? М. Читать дальше |
|
Зачем Ицхак сказал, что Ривка — его сестра, если Б-г обещал быть с ним?21 февраля 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. У меня такой вопрос. Зачем Ицхак сказал, что Ривка — его сестра, если перед этим Б-г ему сказал: «Я буду с тобой, и благословлю Я тебя»? Почему он не понадеялся на Б-га? Заранее спасибо за ответ. Моше Читать дальше |
|
Почему евреев не радовал вкус мана?9 февраля 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом Аллейхем! Скажите, почему евреи однажды стали недовольны маном? Роптали на Моше, что им опротивела эта еда и качество её уже не то? Почему её качество снизилось? Михаэль Читать дальше |
|
Почему Соломон имел так много жен и наложниц? Неумеренные проявления похоти плоти?8 февраля 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Почему Соломон имел так много жён и наложниц? Что это, неумеренные проявления похоти плоти (ведь он лишил этих девушек радости настоящей семейной жизни и любви) или??? Сергей Читать дальше |