Темы: Цдака, Маасер, Рав Бенцион Зильбер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Чем цдака отличается от маасера, и сколько денег принято давать на цдаку? Клара С.
Цдака — это деньги на благотворительные цели. Тора обязала нас помогать бедным — Дварим 15; 7,8: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из врат твоих в земле твоей, которую Господь, Б-г твой, даёт тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей перед нищим братом твоим; Но открой (букв. “открыть — открой”) ему руку свою и дай ему взаймы по мере нужды его, в чём он нуждаться будет».
Маасер (десятина) — это цдака в размере десятой части заработка. В своде еврейских законов «Шульхан Арух» (Йоре Деа 249) сказано: «Сколько дают на цдаку? Если рука человека достает (т. е. если его доходы позволяют) — то по потребностям бедных. А если человек не имеет такой возможности, самым лучшим исполнением заповеди является отделение пятой части заработка. Десятая часть заработка — “среднее качество”. Меньше этого — “плохой глаз” (т. е. такой человек скуп)».
В еврейском народе принято отделять на цдаку маасер, то есть, десятую часть доходов. Хафец-Хаим пишет, что тот, кто начинает отделять десятину, должен делать это, не принимая на себя обет. То есть, произносить «бли недер» («без обета»). Это необходимо делать для того, чтобы человек, не дай Б-г, не нарушил обет по какой-либо причине. Желательно также завести тетрадку для «бухгалтерии», указывая в ней ежемесячные доходы и размер цдаки.
Есть люди, которые отделяют пятую часть доходов на цдаку. Есть также люди, которые готовы давать больше маасера, но не готовы давать пятую часть. Хафец-Хаим отмечает, что в этом случае самое лучшее для этих людей — считать, что они точно отделяют маасер, а остальную сумму дают в качестве цдаки. То же самое он пишет о тех, кто жертвует пятую часть: пусть такие люди считают это десятиной и еще одной десятой частью.
Но есть и те, кто находится в стесненном состоянии, и у таких людей не хватает средств на необходимые расходы. По закону они не обязаны давать маасер, но должны отделять какую-либо минимальную сумму на цдаку. «Шульхан арух» пишет, что минимальной суммой цдаки является треть шекеля в год (стоимость шести с половиной грамм чистого серебра, и если человек дал меньше, заповедь не считается выполненной.
Цдака — уникальная заповедь. «Шульхан арух» говорит так: «Цдака отодвигает тяжелые приговоры и в голоде спасает от смерти». В талмудическом трактате «Таанит» указано, что отделение маасера позволяет разбогатеть. Кроме того, там написано, что обычно при исполнении заповедей запрещено испытывать Всевышнего, за исключением маасера. Как сказано: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и в этом испытайте Меня, говорит Г-сподь Воинств: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Книга пророка Малахи 3:10)
С уважением, рав Бен-Цион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Цви Патлас
Мудрецы назвали три главных качества еврейского народа: «байшаним, рахманим вэгомлей хасадим», то есть «скромные, милосердные и делящиеся всем, что имеют, безвозмездно».
Рав Шломо Гольдман
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Почему люди среднего достатка нередко оказываются более щедрыми спонсорам религиозных учреждений, чем миллионеры? Притча о королевской армии, которую приводит Хафец-Хаим, полностью отвечает на этот вопрос.
Рав Реувен Пятигорский
Какой смысл, согласно Торе, в богатстве?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Давид Кантарович
Бедный человек страдает дважды: ему не хватает средств на покупку необходимой еды, он теряет свой социальный статус и свое общественную значимость.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Рав Бенцион Зильбер
Правда, что во времена Храма было три десятины?
Рав Моше Пантелят
Откуда нам знать, кто нуждается, а кто нет?
Хаим Донин,
из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни»
Заповедь давать цдаку крайне важна. Ее исполнение является одним из факторов, приближающих избавление. Сколько, когда и кому надо помогать материально?
Хафец Хаим
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону