Темы: Запреты, Бней Ноах, Жестокость, Животные, Рав Менахем Эпель, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый раввин! Одна из заповедей для Бней Ноах запрещает употреблять в пищу части тела ещё живого животного. Звучит это, мягко говоря, довольно странно. Прошу Вас объяснить суть заповеди и, по возможности, со ссылкой на первоисточник. Спасибо.
Здравствуйте!
Сказано в Торе (Берешит 9:4): «Только плоти при жизни ее, крови ее не ешьте». Раши комментирует: «Запретил им (потомкам Ноаха) часть тела еще живого животного…». В книге Дварим (12:23) Тора повторяет этот запрет для евреев: «Но воздержись от того, чтобы есть кровь, ибо кровь есть душа; не ешь же души вместе с мясом». Раши приводит объяснение мудрецов к этому стиху (Сифрей 12:43): «Запрет (употребления в пищу) части тела еще живого животного».
Приведем несколько объяснений смысла этой заповеди. Следует только сначала оговориться, что, хотя прояснением смысла заповедей занимались великие мудрецы, важно всегда помнить, что заповеди нам дал Творец мира, о Котором сказано, что Его мысли — не наши мысли. Поэтому объяснение смысла заповедей часто подобно объяснению отца, когда он разъясняет ребенку смысл своих действий — на уровне понимания ребенка. Объяснение верное, но глубина при этом теряется.
Рамбам в своем труде «Море Нэвухим» — «Путеводитель колеблющихся» (3, 48) пишет, что употребление в пищу части тела еще живого животного приучает человека к жестокости. Кроме того, так в те времена поступали цари народов, это было частью служения идолам.
Известный каббалист раби Менахем Реканати пишет в своем комментарии к книге Берешит (9:4): «Если верить в тайну перевоплощения в животных, то тот, кто ест часть тела еще живого животного, — как будто ест часть тела своего ближнего».
О вопросе, кому и зачем это нужно: кроме того, что привел Рамбам, можно добавить: этот запрет охватывает и те случаи, когда часть тела была отделена от живого животного без намерения его съесть. Например, если животное было травмировано или же если для его спасения орган нужно было ампутировать.
Если Вас интересуют все детали этого запрета, см. у Рамбама в «Мишнэ Тора», в разделе о запрещенных видах пищи, гл. 5. А также в Шульхан Арухе, раздел «Йорэ Дэа», 62.
С уважением Менахем Эпель
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Ефим Свирский
Заповеди для всего человечества.
Редакция Толдот
Родился в 1972 г в украинском городе Новоград-Волынский, в еврейском мире более известном как Звиль. В 1994 году приехал в Израиль. Учился на программиста в Хайфском Технионе. По окончании Техниона служил в израильской армии. Параллельно с воинской службой по вечерам учил Тору в ешиве для баалей тшува «Нетивот Олам» (г. Бней-Брак). После армии пошел в ешиву на целый день. Учится в колеле «Толдот Йешурун». Руководит работой вечернего колеля Толдот в Бат-Яме. Кроме того, часто дает уроки в разных общинах и колелях Израиля.
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
И был на всей земле один язык и слова одни
Рав Менахем Эпель
Что это за концепция и почему отсутствует в иудаизме?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Сказано в Торе: «Люби ближнего своего, как самого себя», — но всякий, в ком есть свойство жестокости, весьма далек от этого.
Рав Ашер Кушнир
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.
Рав Ашер Кушнир
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону