Темы: Иврит, Пророчество, Теилим, Еврейская молитва, Рав Яков Гельфман, Еврейский алфавит
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПочему в молитве Ашрей («Счастливы пребывающие в доме Твоем…»; основная часть молитвы — 145-ая глава Тэилим, где первые буквы каждого стиха образуют алфавит — прим. ред.) нет стиха, начинающегося на букву «нун»?
Здравствуйте!
Этот вопрос задается в Талмуде (трактат Брахот 4). Ответ, который предлагается там, очень интересен. Есть стих в книге пророка Амоса (5, 2): «Пала, не встанет вновь дева Израиля…» (нафла лё тосиф кум бэтулат исраэль). Этот стих, как мы видим, на святом языке начинается на букву «нун» — нафла. И говорит Талмуд, что царь Израиля, Давид, автор Тэилим, пропустил букву «нун» в этом псалме, не желая намекать на падение еврейского народа.
Тут возникает несколько вопросов. Во-первых, разве мало букв, с которых начинаются недобрые пророчества для евреев? Ведь и Тора (см. главу Бехукотай в книге Ваикра и главу Ки Таво в книге Дварим), и книги пророков (смотрите книгу Ирмияу) полны ими! (Как, впрочем, и пророчествами о спасении).
Во-вторых, каким образом именно эта буква, употребленная в стихе совершенно иного содержания, в хвалебной песни, напоминает о стихе из книги Амоса?
И вот что совершенно непонятно: слова пророка Амоса прозвучали намного позднее псалмов царя Давида. Ведь царь Давид правил всеми двенадцатью коленами, а пророк Амос жил уже после разделения царства на Иудейское и Израильское, а это произошло во времена внука царя Давида, Рехавама.
Попробуем разобраться. Что касается первого вопроса: если мы серьезно задумаемся о значении слов пророка Амоса, они просто ужасают. Это не похоже ни на одно самое страшное проклятие, переданное когда-либо Торой или пророками. Ведь здесь говорится не просто о падении еврейского народа — сказано, что он никогда не поднимется?! Теперь уже понятно чуть-чуть, почему именно это пророчество не хотел даже намеком упоминать царь Давид!
Теперь мы можем попытаться ответить и на второй вопрос. Когда для человека что-либо очень важно, когда его мысли заняты этим предметом денно и нощно, все происходящее вокруг постоянно напоминает ему об этом. Например, рассказывали, что величайший мудрец и праведник последних поколений раби Исроэль-Меир а-Коэн из Радина, больше известный как Хафец Хаим, когда на улице слышался необычный шум, вскакивал и спрашивал, не пришел ли Машиах. Почему? Потому что он ждал Машиаха все время. Так же обстоит дело и с ожиданием плохого. Я слышал от супруги: как-то, когда она училась в семинаре (старшей школе для девочек), на перемене ученицы пели популярную в то время песню «Ликуй, бездетная» (54, 1; слова из книги пророка Йешаяу 54, 1, утешение еврейскому народу). В класс вошла учительница, у которой долгие годы не было детей, и выбежала оттуда в слезах, уверенная, что девочки хотели ее обидеть, хотя у них и в мыслях этого не было. Почему? Потому что все ее мысли постоянно были заняты этим горем. (Кстати, после этого случая девочки попросили у нее прощения и начали за нее молиться, и где-то через год после этого у нее родился ребенок). Как это связано с Вашим вопросом?
Безусловно, самым важным для Творца в этом мире является еврейский народ. Ведь ради него, собственно, и создан мир, так как этот народ всей своей жизнью, а порой и смертью, свидетельствует о власти Всевышнего, самоотверженно неся свет Торы, преодолевая все преграды. Поэтому, когда мы прославляем Всевышнего в самой великой песне (не зря же именно «Ашрей» мы произносим три раза в день!), желая завоевать Его благоволение, нельзя даже одной буквой намекнуть о падении любимого Им народа. Ведь может случиться, что вдруг «вспомнит» Творец о том великом горе и торжественная атмосфера будет нарушена. (Так отвечает на этот вопрос Рашба).
Но что делать с третьим вопросом? Объясняют комментаторы: на самом деле все пророчества о том, что будет после Моше Рабейну, были даны ему вместе с Торой, но не для «обнародования», их должен был возвестить только назначенный для этого пророк и только в назначенное время. Но каждый пророк, как бы, заходит в самые потайные покои на Небесах и видит всё как на ладони — не только свое пророчество, но и все пророчества, которые были произнесены до него и будут произнесены после него. И в Танахе пророк называется также «видящим», «провидцем», так как он видит все происходящее во всех мирах — материальных и духовных. Но он обязан держать все в тайне до того времени, когда это должно открыться. Чему это подобно? Положению министра, имеющего доступ к государственной тайне. Можно ему об этом говорить?! Так и царь Давид — видел будущее падение еврейского народа и не хотел ненароком задеть эту струну.
А теперь перейдем к тому вопросу, который наверняка возник у многих читателей: так что, еврейский народ никогда не поднимется? Ведь это то, что сказано не каким-нибудь антисемитом, а пророком! И шестой принцип веры: все слова пророков — истина!
Говорит Книга Зоар: сам он не поднимется, но Всевышний его поднимет! И, в принципе, это то, о чем говорится дальше в рассматриваемом талмудическом отрывке: «Хотя царь Давид не упомянул о падении, он упомянул о подъеме, который последует за этим падением». Об этом говорит стих псалма, начинающийся с буквы «самех», следующей за буквой «нун» (которая пропущена): «Поддерживает Господь всех падающих (нофлим)…» (145, 14) — всех без исключения, даже тех, о ком сказано, что сами они не поднимутся.
С уважением, Яаков Гельфман
Читайте: Пророк Амос. Обзор
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Теилим, гимны, песни восхваления
Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»
Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?
Рав Бенцион Зильбер
Почему во всех поколениях еврейские женщины всегда читали именно Тэилим?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Реувен Куклин
Какова, например, сущность слова шульхан (стол)?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Реувен Куклин
Почему на иврите «лицо» — во множественном числе?
Рав Яков Гельфман
В чем конкретные преимущества его существования?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону