Раби Йеуда бар Барзилай Абарцелони — выдающийся законоучитель и кабалист.
Родился в Барселоне, крупнейшем городе Каталонии.
Р. Йеуда Абарцелони ввел термин «кабала» для обозначения сокровенных разделов Торы.
Написал комментарий на основополагающий кабалистический трактат Сефер Йецира (Книга Творения), автором которого считается наш праотец Авраам.
Составил также ряд значительных законодательных сборников: среди них — Сефер аитим (законы шабата и праздников), Сефер адиним (имущественные тяжбы) и Ихус шеэр басар (семейное право). При составлении этих сборников он опирался на респонсы вавилонских гаонов, книгу Илхета гевурта р. Шмуэля Анагида (см.) и на кодекс р. Альфаси (Рифа; см.).
От его законодательных трудов сохранились только кицуры (сокращенные варианты) и цитаты в книгах более поздних законоведов. Так, например, знаменитый алахический кодекс Аэшколь, составленный его ближайшим учеником Раавадом (Раавад Ашени; см.), в значительной своей части является сокращенным вариантом свода Сефер аитим.
Значительный резонанс в еврейском мире вызвала его полемика с другим выдающимся барселонским мудрецом р. Авраамом бар Хией, который был придворным астрологом короля Каталонии. Р. Авраам противился заключению браков в случае, когда астрологический прогноз был неблагоприятным для жениха и невесты, а р. Йеуда утверждал, что такой подход противоречит законам Торы.
С разрешения издательства Швут Ами