Раби Шломо бар Моше Волбе (5674—5765 /1914—2005/ гг.) — выдающийся наставник движения Мусар.
Родился 24 сивана 5674 /1914/ года в г. Берлине, столице Германии.
День его рождения совпал с датой рождения выдающегося мудреца р. Шимшона Гирша (см.), основателя движения Тора им дерех эрец (Тора в сочетании с мирскими делами), — и впоследствии р. Волбе считал это совпадение символическим (Игрот ухтавим с. 14).
Учился в общеобразовательной школе, а в вечерние часы изучал Тору с одним из берлинских раввинов. В 5690 /1930/ году шестнадцатилетний юноша написал по-немецки свою первую книгу на темы Торы (позднее, во время пребывания в Швеции, он перевел ее на шведский язык и издал). Увлекался также гуманистической философией — античной и западноевропейской.
В 5692 /1932/ году занимался в ешиве г. Франкфурта на Майне, основанной учениками р. Ш. Гирша. В 5693 /1933/ году продолжил обучение в Швейцарии, в ешиве г. Монтрё.
Летом 5694 /1934/ года поступил в ешиву польского городка Мир.
Первоначально атмосфера этой ешивы, резко отличающейся от европеизированного облика немецких и швейцарских ешив, настолько оттолкнула его, что ему показалось: еще чуть-чуть — и он «станет апикойресом» (Авней Шломо).
Но затем, под влиянием встречи с машгиахом ешивы р. Йерухамом Лейвовичем (см.) и с его учениками, произошел резкий духовный переворот. «Я увидел там людей невероятного масштаба и цельности: глубина мысли, совершенство качеств характера, чудесные поступки, забота о ближних и обо всей общине Израиля, — вспоминал р. Волбе. — Прежде я даже не представлял, что люди способны достигать подобного совершенства».
День своего первого знакомства с р. Йерухамом р. Волбе считал своим «подлинным днем рождения». Много лет спустя, когда его спрашивали, почему он не придерживается обычаев евреев-выходцев из Германии, р. Волбе пояснял: «Я родился в Польше, в городе Мир, — вот место, где я на самом деле родился» (Игрот ухтавим с. 16).
В течение двух лет был одним из ближайших учеников р. Лейвовича — до смерти того, последовавшей 18 сивана 5696 /1936/ года. «Два года после смерти машгиаха, — вспоминал р. Волбе, — мы ходили с опущенной головой». И до конца своих дней он говорил о последней болезни машгиаха с такой болью и скрбью, как будто только что завершились семь дней траура (там же с. 17).
В месяце адар 5698 /1938/ года, в связи с обострением отношений между Польшей и Германией, польские власти выдворили р. Волбе из страны как гражданина враждебного государства. Несколько месяцев он учился в Латвии, сначала в ешиве г. Риги, а затем получил раввинское посвящение (смиху) в г. Даугавпилсе (Двинске).
В элуле 5698 года обосновался в столице нейтральной Швеции, г. Стокгольме и основал там Дом Учения и Дом Мусара, где преподавал немногочисленным еврейским эмигрантам из Восточной Европы.
С началом второй мировой войны в 5699 /1939/ году принял активное участие в деятельности Ваад аацала (Комитета спасения), созданного американскими евреями для того, чтобы вызволить из пылающей Восточной Европы знатоков Торы — и в первую очередь, преподавателей и учащихся ешив, нашедших временное убежище в г. Вильно (Вильнюсе). В короткий срок ему удалось достать несколько сотен въездных виз на принадлежащий Голландии остров Кюрасао, расположенный в Карибском море, у берегов Латинской Америки. В течение ряда дней он практически не ел и не спал — до тех пор, пока вся работа не была завершена. Эти визы позволили учащимся и преподавателям ешивы Мир получить право на транзитный проезд через Советский Союз и Японию, — а затем ешива обосновалась в китайском городе Шанхае.
В дальнейшем р. Волбе поддерживал связь между руководителями Ваад аацала и спасенной ешивой, — и именно через него в течение всех лет войны в Шанхай пересылались средства на ее содержание (Игрот ухтавим с. 20).
В 5705 /1945/ году, после завершения войны, р. Волбе преподавал на семинаре в г. Лидинге, под Стокгольмом, — это учебное заведение было создано для еврейских девочек и девушек, освобожденных союзниками из немецких концентрационных лагерей.
В начале хешвана 5707 /1946/ года р. Волбе совершил восхождение в Землю Израиля. В течение нескольких месяцев он учился в ешиве Ломжа, расположенной в г. Петах-Тикве. Во втором месяце адар 5707 /1947/ года, в возрасте тридцати трех лет, он женился на одной из учениц семинара в Лидинге Ривке Гродженской, дочери р. Авраама Гродженского (см.), знаменитого машгиаха ешивы в Слободке, погибшего в огне Катастрофы.
После свадьбы семья жила в г. Петах-Тикве, где р. Волбе учился в колеле при ешиве Ломжа.
В месяце хешван 5709 /1948/ года, следуя совету р. Авраама-Йешаи Карелица (Хазон Иш; см.), тридцатипятилетний р. Волбе возглавил ешиву, созданную в поселке Беер Яаков, около Тель-Авива.
На первых шагах в ешиве было всего четыре юноши, а затем в нее была включена группа подростков из Европы, уцелевших в Катастрофе. Деньги, необходимые на содержание ешивы, собрал сам Хазон Иш, обошедший для этой цели дома нескольких богачей (Игрот ухтавим с. 23).
В период становления и роста ешивы Беер Яаков р. Волбе был очень близок не только к Хазону Ишу, но и к таким духовным лидерам поколения, как р. Ицхак-Зеев Соловейчик (Брискер Рав; см.), знаменитые машгиахи р. Элияу Лупиан (см.), р. Элияу Деслер (см.) и р. Йехезкель Левинштейн (см.), с которым он был знаком еще по ешиве Мир. В 5735 /1975/ году он близко сошелся с р. Ицхаком Гутнером (Пахад Ицхак; см.), переехавшим в Землю Израиля из США, и в дальнейшем стал одним из его ближайших учеников.
В 5726 /1966/ году р. Волбе издал книгу Алей шур (Простирающийся над стеною; см. Берешит 49:22), в основу которой легли уроки мусара, проведенные им в ешиве. В этой книге, вышедшей в свет без указания имени автора, р. Волбе обобщил этическое учение своих великих учителей.
После Шестидневной войны 5727 /1967/ года в Земле Израиля началось широкое движение тшувы (возвращения евреев к Торе), — и р. Волбе стал одним из духовных лидеров и наставников баалей тшува.
Р. Волбе утверждал, что на тех, кто верен законам Торы, лежит обязанность возвратить к Б-гу весь еврейский народ. Ведь именно оторванность большинства евреев от Торы является основным препятствием, задерживающим приход Машиаха. В эти годы он совершал многочисленные поездки по стране, выступая в кибуцах и воинских частях, а также перед светскими интеллектуалами. При его активном участии была создана организация Яд леахим, призванная привлекать к изучению Торы юношей и девушек из светских семей.
«Те крупицы истины, которые прежде поддерживали ложь светского государства, сегодня рассеялись, как туман, — говорил р. Волбе в 5736 /1976/ году. — Справедливость, идеалы, строительство “еврейского дома” — теперь все это отброшено. Осталось лишь чистое отрицание. …А у такого положения нет будущего. Люди чувствуют, что необходимо возвратиться к истине и даже к соблюдению заповедей. …И поэтому существует реальная возможность совершить переворот во всей Земле Израиля. Если бы двадцать знатоков Торы, обладающие даром понимания и даром выражать свои мысли, проехали по всей стране, от Метулы до Эйлата, посещая каждое поселение и каждый кибуц, каждую военную базу и каждую школу — то, обращаясь к сердцам людей, они смогли бы совершить переворот в стране. И это миссия, возложенная на нас и призывающая нас к действию!»
Вспоминая свой печальный опыт первого знакомства с ешивой Мир, р. Волбе настаивал на том, чтобы человека знакомили с иудаизмом только «чайными ложками» — не требуя и не ожидая, чтобы с первого дня тшувы он соблюдал все законы Торы.
В течение ряда лет р. Волбе давал уроки в ешиве Двар Йеурушалаим, созданной в 5730 /1970/ году специально для баалей тшува.
В 5742 /1982/ году он переехал в Иерусалим и основал здесь Бейт Мусар (Дом Мусара) — и при нем создал Колель арабаним (Колель для раввинов), в котором подготовил целую плеяду выдающихся преподавателей еврейского мировоззрения и этики.
В 5745 /1985/ он стал раввином общины Ханихей аешивот (Воспитанники ешив) в иерусалимском районе Гиват Шауль — и возглавлял ее до конца своей жизни.
В 5746 /1986/ году р. Волбе издал вторую часть книги Алей шур (вновь без указания имени автора). Особое место в этой части книги занимают его Ваадим (Встречи) — стройная и целостная система практической работы по самовоспитанию и духовному совершенствованию. Такая практическая программа не имеет себе аналогов в литературе Мусара.
В 5754 /1994/ году его ученики основали ешиву Гиват Шауль, и р. Волбе, которому уже исполнилось восемьдесят лет, стал ее духовным руководителем. Одновременно он давал уроки мусара в ведущих ешивах святого города — Коль Тора, Мир и Лейквуд-Йерушалаим.
В последние годы жизни он достиг высочайшего духовного совершенства, и это находило свое выражение даже в повседневном общении. По свидетельству учеников и близких к нему людей, создавалось впечатление, что «у него вообще нет рефлексов»: каждое его слово и каждое движение было осознано и продумано — а не построено, как у большинства, на привычном автоматизме.
Когда один из учеников спросил у него, как добиться совершенства в молитве, р. Волбе сказал: «Осознавай каждое слово. Осознавай, что ты разговариваешь со Святым, благословен Он, — с Тем, Кто властвует. “Барух!” (Благословен). “Ата!” (Ты), — и так каждое слово». И с подобной же степенью осознания он относился ко всем — большим и малым — явлениям действительности.
В последний период жизни р. Волбе приобрел статус одного из духовных лидеров поколения — и вместе с тем, сохранил удивительное смирение и скромность. Однажды он присутствовал на похоронах в Бней-Браке, где произносилось множество неумеренных восхвалений в адрес покойного. Услышав произносимые титулы и хвалы, р. Волбе, по свидетельству сопровождавшего его ученика, «буквально содрогнулся и с глубоким вздохом сказал: “У меня этого не будет”. И действительно, в своем завещании он запретил устраивать по нему эспед (надгробные речи), а также прибавлять к его имени такие определения как гаон (гений), цадик (праведник) и им подобные — и даже писать, как принято в подобных случаях, “ЗаЦаЛь” (т.е. “зехер цадик ливраха” — “да будет память о праведнике к благословению”), чтобы не намекать на определение “праведник” даже одной буквой (Игрот ухтавим с. 14, 30).
В месяце хешван 5765 /2004/ года, на девяноста первом году жизни, р. Волбе тяжело заболел, — и в течение шести месяцев испытывал острые боли, терзающие все тело. “Мы должны учиться из всего, что происходит в жизни, буквально до своего последнего дня, — писал он в одной из своих работ. — И даже когда подступит день смерти, следует не умирать, а учиться, как следует умирать, — таков путь того, кто занимается работой самовоспитания” (Алей шур 2, с. 194).
Р. Шломо Волбе был призван в Небесную Ешиву 16 нисана 5765 /2005/ года, в хол-амоэд праздника Песах. В похоронной процессии приняли участие десятки тысяч его учеников и последователей.
Его выступления, статьи и письма опубликованы в сборниках Олам айедидут (Мир взаимоприязни), Авней Шломо (Камни Шломо) и Игрот ухтавим (Письма и статьи). Его беседы по еврейской педагогике собраны в книге Зрия увиньян бехинух (“Посев” и “строительство” в воспитании).
Среди его учеников были р. Авиэзер Вольфсон, р. Давид Вайс и р. Хаггай Прешл, сыгравшие значительную роль в возвращению к Торе евреев из бывшего Советского Союза.
с разрешения издательства Швут Ами