Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кто не поднимается — падает! Тот, кто не совершенстсвуется — теряет опору под ногами»Раби Аарон из Карлина

Рав Йом-Тов Липман Геллер — Тосфот Йом Тов

Дата рождения: прибл. 1579 г. (5339) Дата смерти: прибл. 1654 г. (5414)
Период жизни: Ахроним

Рав Йом-Тов Липман Геллер (Валлерштейн, Бавария, 1579 — Краков, 1654) — выдающийся раввин и общественный деятель. Образование получил, главным образом, в Праге под руководством известных талмудистов рава Йеуды-Лейба бен-Бецалель и рава Шломо-Эфраима из Ленчицы.

Где бы рав Йом-Тов Липман ни состоял раввином, он всегда принимал горячее участие в местных еврейских делах. Благодаря бескорыстному и честному отношению к своей общественной деятельности, он приобрёл множество ярых врагов. Долгое время он был судьёй в Праге, в 1624 году был приглашён в Никольсбург на должность раввина. Но через год мы его встречаем в качестве раввина уже в Вене, где тогда только зарождалась новая община в гетто «Им унтерн Верд». Здесь рав Геллер принялся активно организовывать общинные учреждения, выработав, в том числе, устав общины. Имя его как учителя уже пользовалось известностью и привлекало в Вену многих учеников. Здесь рав Геллер близко познакомился с врачом и учёным Аароном Луцерной.

В 1627 году рав Геллер принял в Праге должность верховного раввина всех богемских евреев. Одновременно он был председателем комиссии по распределению военной подати в 40 тысяч гульденов между пражскими евреями. Нашлись лица, обвинившие его в пристрастности и донесшие императору, будто он в одном из своих сочинений позволил себе нападки на христианство.

Фердинанд II приказал наместнику Богемии прислать рава Йом-Това Липмана Геллера в оковах в Вену, но видному деятелю и финансисту Басеви фон-Трейенбергу удалось выхлопотать разрешение наместника, чтобы рав отправился один, без стражи. Правление общины поручилось за его своевременную явку в Вену. Здесь он был заключён в тюрьму вместе с людьми, совершившими тяжкие преступления.

На суде рав Геллер блестяще защищался. Его обвинили в том, что он восхвалял Талмуд, осуждённый папами на сожжение, и тем самым совершил преступление против христианской религии. Рав Геллер ответил, что ни единым словом не нападал на христианство, но ему как раввину надлежит восхвалять Талмуд. Суд вынес следующий приговор: подсудимый заслужил смертную казнь, но император настолько милостив, что заменяет ему казнь денежным штрафом в 12 тысяч талеров.

Когда рав Геллер стал уверять, что он не в состоянии достать такую сумму, канцлер пригрозил ему, именем императора, унизительным наказанием — публичным бичеванием в Вене и Праге. Общественным деятелям венской и пражской общин удалось, в конце концов, выхлопотать уменьшение штрафа до 10 тысяч гульденов с рассрочкой уплаты. После сорокадневного ареста р. Йом-Тов Липман Геллер был освобождён (14 августа 1629 года).

Вскоре рав Геллер принял приглашение на должность раввина в «большой общине земли русской», Немирове, а в 1634 занял место главного раввина во Владимире-Волынском, «одной из четырёх первенствующих общин Волыни». Рав Геллер оставался здесь до 1644 года, играя видную роль в общественной жизни волынского еврейства, организованного в особый Ваад. Этот Ваад часто посылал рава Геллера своим представителем в Ваад четырёх стран.

С самого начала раву Геллеру приходилось бороться с существенным злом в общественной жизни волынских евреев — продажей некоторым недостойным лицам раввинских должностей местными властями, воеводами и старостами. Рав Геллер заставил старшин Владимирского кагала налагать херем, т. е. отлучение от общины, на «раввинов», покупающих должности, а также на общины, приглашающие таких «раввинов». Благодаря этой деятельности рав Геллер вновь приобрёл многочисленных врагов, они доносили на него властям, но рав Геллер продолжал действовать согласно своим убеждениям и на съезде четырёх главных волынских общин в Вишневце (1635) провёл, при поддержке остальных депутатов, постановление, запрещающее приобретать раввинские должности за деньги. Это решение рав Геллер предложил на Вааде четырёх стран в Ярославе, где оно было подтверждено. Однако, волынские кагалы не успокоились. Трения между ними и равом Геллером продолжались и в последующие годы. Староста даже предписал раву оставить Владимир-Волынск, но затем приказ этот был отменён.

В 1644 году рав Геллер принял почётный пост главного раввина краковской общины, а после смерти главы краковской йешивы, рава Йеошуа Гешеля (1647), занял, кроме того, и эту должность. В Кракове рав Йом-Тов Липман Геллер провёл последнюю часть своей жизни. Грозные события 1648 года заставили его смягчать брачные законы в виду того, что многие мужья пропали без вести.

Рав Геллер составил описание своей жизни, начиная с доноса в Праге и заканчивая приглашением в Краков; в день первого события, 5 таммуза, он установил в своей семье пост, а в день второго события, 1 адара, — радостное торжество.

Рав Йом-Тов Липман Геллер был великим галахистом. Его объяснения отличаются логичностью и простотой. Труды р. Геллера: «Цурат а-Байт» — о форме Храма по видению пророка Йехезкеля (Прага, 1602); комментарий к «Бехинат Олам» р. Йедайи Бедерси (Прага, 1598); «Тув Таам», каббалистический комментарий на толкование Пятикнижия р. Бхайи; «Тосафот Йом Тов» — комментарий к шести разделам Мишны (впервые издан с текстом Мишны, Прага, 1614—17, Краков, 1643, 1645); примечания к «Гиват а-Морэ» р. Йосефа а-Леви (Прага, 1612); «Мааданей Мелех» и «Лехем Хамудот» — двойной комментарий к «Галахот» р. Ашери на трактаты Брахот, Хуллин, Бехорот и Нида; «Мааданей Мелех» и «Пилпела Харифта» — четвёртая часть предшествующего комментария на «Галахот» р. Ашери, Незикин; перевод на идиш сочинения р. Ашери по этике «Орхот Хаим» (Прага, 1626); «Мальбушей Йом-Тов» — критические заметки к комментарию р. Мордехая Йаффе «Левуш»; проповедь, произнесённая в Вене при прекращении холеры (Прага, 1626); комментарий к комментарию р. Ибн-Эзры на Пятикнижие; «Лекет Шошаним» — о грамматическом сочинении «Аругат а-Босэм»; заметки к «Арбаат а-Турим», раздел «Эвен а-Эзер»; «Друш а-Левана» — сочинение по астрономии (Вильна, 1866); «Даркей Ораа» — руководство к разрешению галахических вопросов при разногласии авторитетов; «Торат а-Ашам» — о произведении р. Моше Иссерлеса (РАМА) «Торат Хатат»; «Шеэлот у-Тшувот» — ответы на галахические вопросы, часть из них была издана в сборнике «Цемах Цедек», ещё одна часть — в «Геоним Батраэй»; «Сэдер Шмот Гиттин»; «Парашат а-Ходеш» — комментарий к произведению Маймонида (Рамбама) «Кидуш а-Ходеш»; «Брит Мелах» — о кошеровании мяса с помощью соления (Амстердам, 1718).

Кроме того, рав Геллер автор двух «слихот» на день 14 хешвана — в память о спасении пражских евреев во время Тридцатилетней войны, в 1618—20 годах. Предисловие р. Геллера к «слихот» представляет также большой исторический интерес. Он пишет: «В первый день недели, 12 мархешвана 1620 года началось сражение, и евреи вынуждены были заниматься военными сооружениями, а в третий день недели, 14 мархешвана, мы оказались в большом бедствии до наступления перемирия вечером. И, слава Б-гу, военное начальство относилось к нам с благоволением, расставляя стражи по улицам, ибо таково было повеление императора, чтобы военные отряды не трогали евреев, ни их самих, ни их имущества, а тщательно охраняли их. В течение целого месяца царили грабёж и насилие, евреи же были пощажены. Поэтому пражские мудрецы с согласия рава Йешайи Сегаля постановили ознаменовать день 14 мархешвана постом и молитвой».

Рав Геллер также автор трёх «слихот», посвящённых резне, учинённой в 1648 году Хмельницким. Ещё в начале 20 в. их ежегодно читали в некоторых общинах 20 сивана.

Кроме того, рав Геллер составил благословение «Ми-ше-берах», произносимое в синагогах в субботу после чтения Торы.