Раби Шломо-Элиэзер бар Яаков Альфандари (Саба Кадиша; 5578—5690 /1818—1930/ гг.) — выдающийся законоучитель и кабалист.
Родился в Стамбуле, столице Османской империи.
В 5605 /1845/ году создал в Стамбуле ешиву, в которой воспитал целый ряд духовных лидеров следующих поколений. Среди его ближайших учеников был выдающийся законоучитель р. Хаим-Хизкия Медини (см.), впоследствии прославившийся книгой Сде хемед (Прекрасное поле).
Уже в эти годы р. Альфандари стал известен как бааль мофет — чудотворец, чьи слова способны оказывать влияние на реальность. Один из таких случаев произошел на глазах множества свидетелей. Группа ученых-натуралистов обсуждала в его присутствии вопрос о причинах землетрясений: в дискуссии назывались многочисленные геологические и климатические факторы, вызывающие это грозное явление природы. В конце концов, ученые пришли к выводу, что в настоящий момент в районе Стамбула никаких естественных предпосылок для зарождения «подземной бури» не существует. «Знайте, — обратился к ним р. Альфандари, — что хотя, по вашим прогнозам, землетрясение сейчас никак не может произойти, но если Творец захочет, чтобы оно произошло именно сейчас, то так и будет». В этот момент раздался тревожный подземный гул, и весь Стамбул был потрясен могучим содроганьем земли (Иквета димешиха 186).
В 5659 /1899/ году р. Альфандари стал главным раввином г. Дамаска, столицы Сирии.
В 5664 /1904/ году, в возрасте восьмидесяти шести лет, р. Альфандари переехал в Землю Израиля и поселился сначала в Хайфе, а затем возглавил сефардскую общину г. Цфата.
В Цфате он был окружен всеобщим почетом — даже арабы трепетали перед ним, называя его «Б-жьим человеком» и «ангелом» (Гдолей адорот).
Знатоки кабалы из сефардской и ашкеназской общин приходили к нему, чтобы под его руководством постигать сокровенные тайны Торы (там же; Везэ шаар ашамаим с.511).
Бывало, что, приближаясь к его дому, посетители видели: весь дом как бы охвачен пламенем — такой яркости и интенсивности достигало духовное сияние Шехины во время его молитвы и занятий Торой (Иквета димешиха 186).
Р. Альфандари решительно выступал против любых изменений в традиционном еврейском образе жизни — в том числе, против изменений в одежде и внешнем облике.
Например, он отказался принять огромную денежную сумму, пожертвованную на издание его книг, — поскольку богач, предоставивший эти деньги, брил бороду (разумеется, разрешенным способом). Он не принимал у себя даже знатоков Торы, пришедших обсудить с ним какие-либо талмудические проблемы, если видел, что они бреют бороды (там же).
В дни тяжелой болезни, несмотря на нестерпимые боли, он категорически отказался пользоваться услугами светских врачей-евреев, работавших в цфатской больнице «Адаса». И хотя врачи утверждали, что спасти его жизнь может только срочная операция, р. Альфандари ответил: он полагается на Всевышнего — на то, что «Б-г, исцеляющий все живое», вылечит и его. Врачи, иронизировавшие над его бесхитростной верой, спустя несколько недель были вынуждены признать, что произошло чудо: р. Альфандари излечился от смертельно опасного недуга без всякого вмешательства медицины (там же).
В 5685 /1925/ году, в возрасте ста семи лет, р. Альфандари переехал в Йерушалаим.
Этот переезд был связан с медицинскими соображениями — здесь за его здоровьем наблюдал богобоязненный доктор Валлох, основатель и главный врач больницы Шаарей цедек (Везэ шаар ашамаим с. 485).
В Йерушалаиме р. Альфандари вел очень замкнутый образ жизни, днями и ночами занимаясь изучением Торы. В этот период его талмид-хавером (младшим партнером по совместному изучению) был р. Цви-Песах Франк (см.), ставший впоследствии главным ашкеназским раввином Йерушалаима.
Однажды старейшина евреев святого города р. Йосеф-Хаим Зонненфельд (см.) попросил от имени всей общины, чтобы р. Альфандари принимал людей, нуждающихся в исцелении и помощи, — так же, как он делал в Цфате. «Жителям Йерушалаима я не нужен, — со свойственной ему прямотой ответил р. Альфандари. — У вас есть Котель маарави (Западная стена): тот, кто нуждается в спасении и исцелении, пусть приходит туда!» (Маасей авотейну, Тецаве).
До последних лет жизни р. Альфандари сохранил ясное зрение и блестящую память. Он помнил наизусть, слово в слово, целые трактаты Талмуда, алахические кодексы, а также книги ранних и поздних законоучителей. Как правило, он писал свои респонсы, не заглядывая в источники и по памяти цитируя обширнейшие фрагменты текста (Гдолей адорот; Иквета димешиха 186).
В Йерушалаиме р. Альфандари стали называть почетным именем Саба Кадиша (Святой старец).
Р. Шломо-Элиэзер Альфандари, Саба Кадиша, умер в Йерушалаиме двадцать второго ияра 5690 /1930/ года, в возрасте ста двенадцати лет.
Почувствовав приближение смерти, Саба Кадиша попросил облачить его в талит и тфилин, прочел весь отрывок «Слушай, Израиль…» — до последнего слова «эмет» (истина). Затем он попросил снять тфилин — и через несколько мгновений его дыханье оборвалось (Гдолей адорот).
с разрешения издательства Швут Ами