Раби Элазар бар Йеуда из Вормса (Рокеах; ок. 4925 – 5002 /ок.1165 – 1242/ гг.) – выдающийся законоучитель и кабалист.
И по линии отца, и по линии матери он происходил из старинного рода Келонимусов – хранителей тайных знаний.
Родился в г. Майнце. Изучал Тору у своего отца р. Йеуды бар Келонимуса. Затем отправился «в галут» (странствие по городам диаспоры) и учился у многих знаменитых мудрецов: у законоучителя Раавьи (см.), у французских тосафистов р. Элиэзера из Меца (см.) и р. Йеуды Сира Леона из Парижа (см.), а также у раввина г. Шпеера р. Авраама бар Шмуэля, брата прославленного кабалиста р. Йеуды Хасида (см.).
Возвратившись в Майнц и создав семью, р. Элазар начал изучать кабалу. И на этом поприще его первым наставником стал отец, познакомивший его с секретами молитвенных сосредоточений (каванот).
Как раз в этот период полчища крестоносцев собирались в третий крестовый поход, чтобы отвоевать Иерусалим у египетского султана Саладина. В 4948 /1188/ году отряды крестоносцев, проходящие мимо Майнца, неоднократно нападали на еврейскую общину, и семье р. Элазара приходилось скрываться.
Наконец, весной 4949 /1189/ все потоки крестоносцев, опустошившие на своем пути еврейские общины страны, собрались в одно место – стотысячная армия, возглавляемая императором Фридрихом Барбароссой, разбила лагерь возле города Регенсбурга.
И именно в Регенсбург пробирался по опасным дорогам р. Элазар – неудержимое желание познать тайны Торы влекло его в этот город, к дому двоюродного брата своей матери, р. Йеуды Хасида (см.). Р. Элазар стал ближайшим учеником р. Йеуды, который обучил его практической кабале и посвятил в тайну Маасе амеркава (Б-жественного управления Вселенной).
Когда период ученичества завершился, р. Элазар поселился в г. Вормсе. Он был избран раввином города и основал в нем собственную ешиву.
В 22 день месяца кислев 4957 /1197/ года крестоносцы ворвались в дом р. Элазара: они зарубили мечом его жену и двух дочерей, а его самого тяжело ранили в голову и руку; серьезные раны получили также его сын и ученики.
После этой трагедии он с еще большим самоотречением целиком посвятил себя служению Б-гу, целиком отдавая себя своим ученикам и исследованиям.
Он был наставником выдающегося законоучителя р. Ицхака бар Моше из Вены (см.), автора книги Ор заруа – в этом труде р. Ицхак часто ссылается на законодательные мнения своего наставника.
Свои знания сокровенных разделов Торы р. Элазар передал великому мудрецу из Испании р. Моше бар Нахману (Рамбану; см.). Р. Элазар специально прибыл к нему в Герону, чтобы в течение нескольких лет обучать его тайнам практической кабалы (Р. Моше Кордоверо, Пардес римоним; Праким бетолдот Исраэль).
Р. Элазар написал свыше шестидесяти книг, однако большинство из них до сих пор остается в рукописях – еще не пришло время для опубликования содержащихся в них кабалистических тайн.
Из его трудов, увидевших свет, наиболее известен законодательный сборник Рокеах, призванный научить читателя наиболее верному способу выполнения повседневных законов Торы. В сборнике рассматриваются некоторые запреты и заповеди, законы имущественных отношений, а также законы проведения праздников и Шабата. В своих рекомендациях автор опирается в основном на алахические решения, вынесенные авторами Тосафот. Сборник включает описание многочисленных обычаев, сложившихся у евреев Германии и Франции. В законодательный материал искусно вплетены притчи, мидраши, этические наставления, а также кабалистические комментарии, часто основанные на гиматриях (числовом значении слов).
В названии этой книги, Рокеах (Изготовитель благовоний), зашифровано имя автора: гиматрия слова «Рокеах» – триста восемь – совпадает с числовым значением имени Элазар. Знаменательно, что название и второй его прославленной книги – Содей разая (Тайны сокрытого) – имеет то же числовое значение: триста восемь, т.е. и в нем тоже зашифровано имя автора.
Р. Элазар получил от своих учителей разрешение приоткрыть то, что в течение многих веков считалось достоянием посвященных и передавалось только из уст в уста.
В фундаментальном кабалистическом трактате Содей разая р. Элазар указывал на источники своих знаний: «А теперь я опишу вам сод амеркава (тайну управления Вселенной) так, как я принял ее от своего наставника Йеуды Хасида, а он – от своего отца рабейну Шмуэля Хасида, и также я принял это из уст моего отца и наставника р. Йеуды».
В Содей разая он раскрывает многие тайны Б-жественного управления Вселенной, повествует о высших мирах и их обитателях – ангелах, а также исследует природу пророческого постижения реальности. В состав трактата входит комментарий на древнюю кабалистическую книгу Сефер Йецира (Книгу Творения), автором которой считается наш праотец Авраам. Этот комментарий включает в себя подробное руководство по изготовлению Голема – искусственного человека (биоробота).
В 5322 /1562/ году в типографии итальянского города Мантуи этот комментарий на Сефер Йецира был впервые выпущен отдельным изданием.
В книге Хохмат анефеш (Мудрость души) р. Элазар повествует о сущности человеческой души, об ее существовании в этом и грядущем мирах. Отдельный раздел книги посвящен расшифровке сновидений.
В трактате Сефер Ахохма (Книга мудрости) разъясняются тайны, связанные с именами Всевышнего.
В книге Таамей тфилот (Смыслы молитв) содержатся подробные разъяснения каждого раздела сидура (молитвенника): и прямого смысла слов, и их кабалистического подтекста. В послесловии к этой книге р. Элазар указывает, на какую многовековую глубину уходит своими корнями та традиция, носителями которой были представители его рода. Он свидетельствовал: «Я принял эти тайны молитвы от своего отца и наставника р. Йеуды бар Келонимуса, а также от своего наставника великого мудреца р. Йеуды Хасида, получившего их от своего отца рабейну Шмуэля… И так передавали эти тайны – мудрец мудрецу, начиная от Шимона Пакули (составителя молитвы Шмонэ-эсрэ)… А затем рабейну Йеуда Хасид, благословенна память о праведнике, передал эти тайны мне, и он повелел мне записать их и сделать доступными для благочестивых людей, чтобы они знали тайный смысл благословений и молитв и могли настраивать свои сердца на молитву».
Его объяснения к Пятикнижию до сих пор не изданы, но отдельные фрагменты из них приводятся в книгах позднейших комментаторов – р. Менахема Риканати (см.), р. Хизкии бар Маноаха (Хизкуни; см.) и многих других.
Р. Элазар написал также множество пиютов (духовных гимнов), часть из которых включена в махзоры (праздничные молитвенники).
Умер в Вормсе, в первый день месяца мархешван 5002 /1242/ года – в этот день, около полудня, было зафиксировано полное солнечное затмение, продолжавшееся более двух часов – звезды стали ясно видны на небе.
Согласно его завещанию, гроб был сделан из досок стола, за которым р. Элазар учился (Праким бетолдот Исраэль).
Публикуется с разрешения издательства "Швут Ами"