Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Это — величайшая мудрость, превосходящая все премудрости: вообще не мудрствовать»Раби Нахман из Бреслава

Раби Йом-Тов бар Авраам Асевили (Ритва)

Дата рождения: прибл. 1250 г. (5010) Дата смерти: прибл. 1330 г. (5090)
Период жизни: Ришоним

Раби Йом-Тов бар Авраам Асевили(Ритва; 5010-5090 /1250-1330/ гг.) — духовный лидер своего поколения, один из наиболее выдающихся исследователей Талмуда.

Родился в Севильи.

Изучал Тору в Барселоне у Рашбы (см.) и у р. Аарона Алеви, ближайших учеников Рамбана (см.).

В 5040 /1280/ году он стал даяном (судьей) в Сарагосе.

После смерти своих наставников Ритва, наряду с Рошем (см.), стал духовным лидером поколения.

Ритва написал хидушим (аналитические заметки) к большинству трактатов Талмуда. В этих заметках он приводит и мнения авторов Тосафот из Франции и Германии, и мнения мудрецов Испании и Прованса, а также сообщает свои собственные наблюдения и открытия. Его хидушим отличаются глубиной проникновения в проблему в сочетании с удивительной простотой, предельной точностью и ясностью выражения мысли.

Заметки Ритвы, наряду с комментариями Раши (см.) и Рашбы, относятся к числу наиболее изучаемых. Они выдержали множество изданий и являются необходимым пособием при углубленном постижении Талмуда.

Перу Ритвы принадлежит также Сефер Азикарон (Книга памяти) — в этом философском трактате он защищает книгу Рамбама (см.) Море невухим (Путеводитель заблудших) от критических нападок Рамбана. По мнению Ритвы, обе точки зрения в этом споре гигантов Торы не исключают друг друга, поскольку «у Торы семьдесят лиц». Разница лишь в том, что Рамбам приходит к своим выводам путем логического анализа, а Рамбан — путем кабалы (используя собственную терминологию Рамбана, «бедерех аэмет» — путем истины).

Ритва умер в Сарагосе в 5090 /1330/ году.

В 5719 /1959/ году, по единственной сохранившейся рукописи, привезенной из Йемена, были изданы респонсы Ритвы.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»