Раби Давид бар Яаков Пардо (5470-5552 /1710-1792/ гг.) — законоучитель и пайтан.
Происходил из старинного рода выходцев из испанского города Пардо, расположенного в Кастилии, — этот род подарил еврейскому миру многих знатоков Торы, возглавлявших общины и ешивы в Османской империи, Италии, Нидерландах и Англии.
Родился на севере Италии, в г. Венеции.
Был раввином портового города Сплита, расположенного в Далмации, на берегу Адриатического моря.
В 5521 /1761/ году в венецианской типографии был издан его комментарий на Пятикнижие, озаглавленный Маскиль леДавид (Дума Давида). В этой книге он подверг углубленному анализу классический комментарий Раши (см.), разъяснив в нем многие спорные и противоречивые места в нем.
Комментарий Маскиль леДавид был включен в сборник Амеорот агдолим (Великие светила), содержащий одиннадцать лучших комментариев на Раши — эта книга вышла в свет в Йерушалаиме в 5752 /1992/ году.
Наибольшей известностью среди созданных им книг пользуется комментарий на Тосефту, получивший название Хасдей Давид (Милости Давида).
В классических изданиях Талмуда этот комментарий печатается в приложениях — рядом с основным текстом Тосефты.
Его перу принадлежит также целый ряд пиютов — духовных гимнов, отразивших его глубокие познания в кабале.
В 5540 /1780/ году, в возрасте семидесяти лет, р. Давид Пардо совершил алию — «поднялся» в Землю Израиля. Он поселился в Йерушалаиме и возглавил ешиву Хесед леАвраам (Милость Аврааму), вторую по значению после знаменитой ешивы Бейт Яаков.
В 5546 /1786/ году он завершил свой комментарий на алахический мидраш Сифрей, посвященный двум заключительным книгам Торы — Бемидбар и Дварим.
Комментарий был впервые напечатан в Салониках в 5559 /1799/ году — под наблюдением р. Авраама Пардо, сына и ближайшего ученика автора. В 5750 /1990/ году в Йерушалаиме вышло в свет новое издание этой книги, в котором комментарий р. Пардо помещен рядом с основным текстом Сифрей.
Р. Давид Пардо умер в Йерушалаиме в 5552 /1792/ году.
с разрешения издательства Швут Ами