Раби Матья бен Хараш — руководитель ешивы и раввинского суда в Риме.
Учился у р. Элиэзера бен Орканоса (Седер адорот).
В 3895 (135) году, после падения Бейтара и подавления восстания Бар Кохбы, вынужден был покинуть Землю Израиля. Поселившись в Риме, он создал новый центр Торы в самой столице империи, покорившей Израиль. Когда р. Шимон бар Йохай (см.) во главе посольства посетил Рим, он застал там р. Матью бен Хараша и изучал Тору вместе с ним (Йома 53б, Меила 17а).
Ешива р. Матьи бен Хараша была не только первой в Европе — в Талмуде она названа среди лучших ешив всего еврейского мира, наряду с ешивой в Явнэ и ешивой р. Акивы (Санхедрин 32б). И так же раввинский суд, созданный им в Риме, пользовался в тот период наибольшим авторитетом (Агаот маймониот, Санхедрин 6:9).
Раби Матья отличался исключительным благочестием и нравственной чистотой. По свидетельству мидраша, Небесный Суд признал его «совершенным праведником», над которым «не властвует дурное влечение» (Ялкут Шимони, Вайехи 161).
В трудах по кабале указывается, что он был воплощением души праведного Йосефа, сына нашего праотца Яакова (Седер адорот).
В трактате Авот приведено два его изречения. Он учил: «Первым приветствуй каждого встреченного на улице человека (и даже идолопоклонника — Раши)» (Авот 4:15). И еще он утверждал: «Лучше быть хвостом льва, чем головой лиса» (там же).
С разрешения издательства Швут Ами