Раби Цви-Гирш бар Меир Калишер (5555-5634 /1795-1874/ гг.) — один из основателей движения Хибат Цион («Любовь к Сиону»), способствовавшего массовому возвращению евреев на Землю Израиля.
Родился и воспитывался в северо-западной Польше, находившейся под властью Пруссии.
Изучал Тору у р. Яакова Лобербойма из Лисы (Нетивот амишпат), а затем стал одним из ближайших учеников р. Акивы Эйгера, главного раввина г. Познани.
В совершенстве овладев немецким языком, р. Цви-Гирш изучил многочисленные труды по средневековой и современной философии и по естествознанию.
Свои философские взгляды он выразил в книге Эмуна йешара («Неискаженная вера»).
На протяжении сорока лет р. Цви-Гирш был раввином и главой раввинского суда в городе Торне (Торуне), расположенном на реке Висле, северо-западнее Варшавы.
Поскольку р. Калишер являлся также состоятельным коммерсантом, он отказывался принимать вознаграждение за свое служение раввина (Сарей амеа 2:31).
Р. Цви-Гирш Калишер был одним из первых пропагандистов массового возвращения евреев на Святую Землю. Он считал, что спасение еврейского народа совершится не чудесными внезапным вмешательством Б-га, но как ответ Небес на планомерное заселение и освоение Земли Израиля евреями. Среди первых выдающихся мудрецов, поддержавших его точку зрения, был его наставник р. Акива Эйгер и главный раввин Пресбурга (Братиславы) р. Моше Софер (Хатам Софер).
Концепция, предложенная р. Калишером, противостояла учению реформистов, стремившихся вычеркнуть из еврейской традиции все, что напоминало о связи евреев с Землей Израиля. Идеолог реформистов Авраам Гейгер утверждал, что «мессианская надежда на возвращение в Палестину давно угасла в сердцах народа Израиля» — и поэтому, с его точки зрения, евреи должны навеки связать свою судьбу с теми народами, среди которых живут: стать немцами, французами, англичанами «Моисеева закона». Призыв р. Калишера вновь пробуждал в сердцах евреев ощущение своей национальной исключительности и неразрывной связи с Землей Израиля.
Разработав обширную программу, предусматривающую основание и развитие целого ряда поселений на всей территории Святой Земли, р. Цви-Гирш сумел увлечь своими идеями знаменитого еврейского филантропа сэра Мозеса Монтефиоре, а также заручиться поддержкой влиятельных английских политиков сэра Лоуренса Олифанта и графа Шефтсбери.
В 5622 /1862/ году р. Калишер опубликовал книгу Дришат Цион («Стремление к Сиону»), благодаря которой евреи многих стран смогли ознакомиться с его взглядами.
В этой книге, опираясь на авторитетные талмудические источники, он доказывал, что приходу Машиаха будет предшествовать период массового «возвращения к Сиону». Он писал: «Не следует думать, будто конечное избавление, которого мы ждем, начнется с того, что Всевышний внезапно спустится с Небес на землю и скажет своему народу: Вернитесь на свою Землю. И не следует думать, будто Он внезапно направит с Небес Своего Машиаха, чтобы тот протрубил в великий шофар, созывая изгнанников и собирая их в Йерушалаиме, — и в тот же миг город будет обнесен огненной стеной, и с небес опустится Храм. …Так привык представлять себе человек толпы, …но не так это будет! Начало геулы (конечного избавления) станет возможным благодаря двум факторам — пробуждению духа добровольцев, желающих осваивать Землю Израиля, и желанию правительств собрать определенную часть евреев на Святой Земле».
В своей книге р. Калишер обосновывал концепцию о том, что и в наше время можно совершать жертвоприношения на Храмовой горе в Иерусалиме, в том числе, и приносить пасхальную жертву, — и он призывал возобновить этот вид служения Всевышнему.
Его книга вызвала острую полемику и широкий интерес по всему еврейскому миру. Сторонники его взглядов объединились в созданную им международную организацию Хеврат ишув Эрец Исраэль («Товарищество по заселению Земли Израиля») со штаб-квартирой в прусском городе Франкфурте-на-Одере. На основе этой организации зародилось массовое движение Хибат Цион, занимавшееся практическим освоением Земли Израиля.
В 5630 /1870/ году, в соответствии с программой, разработанной р. Калишером, возле г. Яффо была создана первая сельскохозяйственная школа Микве-Исраэль, а затем, уже через четыре года после его смерти, было основано первое поселение — Петах-Тиква.
Р. Цви-Гирш Калишер умер в 5634 /1874/ году.
В последующих поколениях его идеи легли в основу движения религиозного сионизма.