Раби Хисдай бар Ицхак Ибн Шапрут (ок. 4675-4730 /ок. 915-970/ гг.) — глава еврейской общины Андалузии.
Был сыном богатого купца, который поселился в Кордове, столице арабского халифата.
Изучал медицину и имел обширную врачебную практику: он первым использовал для лечения эликсир из корня «фарук», ставший очень популярным среди арабов. Р. Хисдай был приглашен врачом ко двору халифа Абд аль-Рахмана III, а затем стал личным врачом халифа и его главным визирем. Выполнял многочисленные дипломатические поручения — благодаря его усилиям халиф заключил мир и установил дипломатические отношения со своими христианскими соседями, королями Навары и Леона. Р. Хисдай оставался главным визирем и при следующем халифе Кордовы, Хакиме.
Наряду с этим р. Хисдай Ибн Шапрут был главой еврейской общины в арабской части Испании. Современники утверждали, что именно он «открыл евреям Андалузии врата к познанию законов». По свидетельству современников, он сам «был выдающимся знатоком-законоведом», и именно он пригласил раввином в Кордову мудреца из Вавилонии р. Моше бар Ханоха (см.), а затем поддерживал его сына, р. Ханоха бар Моше (см.).
Р. Хисдай Ибн Шапрут установил обмен письмами с евреями Хазарского каганата. Услышав от купцов из Хорасана и Византии, что в прикаспийских степях существует могучее еврейское государство, Ибн Шапрут сразу же направил послание царю хазар, кагану Йосефу. Он писал, что, если сведения об еврейском государстве в Хазарии подтвердятся, он готов «пренебречь своим почетом и отказаться от своего сана, чтобы, совершив путешествие по горам и холмам, по морю и суше, …увидеть своими глазами величие и славу …уцелевшего остатка Израиля». В письме содержалось множество вопросов об истории и современном положении еврейского государства, р. Хисдай спрашивал «из какого колена» евреи Хазарии и «на каком языке они говорят».
Письмо было переправлено через Венгрию и Русь. Сохранился ответ, написанный каганом Йосефом на иврите: каган сообщал, что, хотя хазарский народ происходит от Яфета и не родственен евреям по крови, тем не менее, несколько столетий назад цари хазаров приняли иудаизм, «укрепив веру согласно закону и правилу», — в Итиль, столицу Хазарии, пригласили «множество мудрецов израильских, и они разъяснили двадцать четыре книги Писания, Мишну, Талмуд и весь порядок молитв; были построены дома молитвы и дома учения». «Наши глаза, — писал каган Йосеф, — устремлены к Г-споду, Б-гу нашему, и к мудрецам израильским…, и к ешиве, которая в Вавилонии». «С помощью Всемогущего я пребываю в покое», — констатировал он.
Каган Йосеф оказался последним из тринадцати еврейских царей Хазарии: его ответ Ибн Шапруту был отправлен не позднее 4721 /961/ года, а уже в 4725 /965/ году после ряда опустошительных набегов киевский князь Святослав, как свидетельствует русская летопись, «одолел хазар и город их взял». По словам арабского историка, «русы разрушили все и разграбили все, что принадлежало людям хазарским».
Р. Хисдай Ибн Шапрут умер в 4730 /970/ году в Кордове, так и не совершив заветного путешествия на восток.
С разрешения издательства Швут Ами