Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Должным образом проявленная щедрость весьма похвальна: ею человек достигает многих достоинств в этом мире и в мире будущем, как сказано: «Дар человека дает ему простор и до вельмож доведет его» (Мишлей 18; 16).»Пути праведников. Щедрость

Рав Гилель бар Залман

Дата смерти: прибл. 1864 г. (5624)
Период жизни: Ахроним

Раби Гилель бар Залман из Паричей (ум. 5624 /1864/ г.) — один из духовных лидеров движения Хабад.

Его отец был близким учеником Виленского Гаона.

Р. Гилель учился у главы движения Хабад р. Дов-Бера из Любавичей (Миттлер Ребе;), а затем — у его преемника р. Менахема-Мендла из Любавичей (Цемах цедека;).

Возглавлял хасидов белорусского городка Паричей, расположенного южнее Бобруйска.

Р. Гилель отличался исключительным благочестием и стремился придерживаться самых строгих требований закона. Например, он не отсылал своих писем в дни со среды до конца недели, чтобы работникам почты не пришлось заниматься его корреспонденцией в святой день шабата. Однажды глава Хабада р. Менахем-Мендл из Любавичей, который не придерживался этого устрожения, попросил его написать срочный респонс в четверг. Р. Гилель не мог отказать своему наставнику, и р. Менахем-Мендл немедленно отослал этот респонс по почте вместе с другими срочными письмами. Однако через несколько дней выяснилось, что именно респонс р. Гилеля по «случайной ошибке» почтового чиновника затерялся и был отправлен только после шабата (Гдолей адорот).

Перед тем, как приступить к выполнению любой заповеди, р. Гилель всегда углубленно изучал связанные с ней законы — чтобы осуществить повеление Всевышнего самым точным и верным способом. Один раз ему посоветовали отказаться от этого обычая, отнимающего у него столько времени и сил. Р. Гилель ответил, что не готов к этому, поскольку сначала он должен во всех подробностях изучить законы атарат недарим (отмены обетов) и выяснить, разрешено ли вообще отбрасывать благочестивый обычай, которому он следовал столько лет (там же).

Р. Гилель самоотверженно боролся против правительственных мер, направленных на русификацию еврейского населения — его пример вселял во всю общину стойкость и мужество.

Начиная с 5611 /1851/ года было окончательно запрещено ношение традиционной еврейской одежды. «Всякое различие в еврейской одежде с коренными жителями должно быть уничтожено», — провозглашалось в специальном правительственном указе. Раввинов тоже обязали носить общую с российским населением одежду, запретив появляться на улице в талите или тфилине. Высочайшим повелением запретили «ношение пейсиков». Надзор за соблюдением этих постановлений возложили на полицию. «Пейсы не должны быть более полутора вершков, считая оные с передней части виска», — указывала полицейская инструкция. Городовые обрезали полы длинных мужских кафтанов, отнимали у женщин парики и срывали с голов косынки, чтобы убедиться, что, во исполнение правительственного указа, женщины перестали «брить головы при вступлении в брак» (Ф. Кандель, Очерки времен и событий т.2, 158-159).

Один из доносчиков сообщил полиции, что р. Гилель не подчинился новым требованиям закона. Прибывшие городовые попытались силой обрезать его пейсы, но р. Гилель сопротивлялся изо всех сил, следуя талмудическому закону: «В час преследований за веру погибни, но не откажись от обычая — даже если речь идет о цвете ремешков на ботинках (например, у идолопоклонников приняты черные, а у евреев — белые ремешки. Санхедрин 74аб, Тосафот). И когда городовым удалось скрутить р. Гилеля, в драку вмешался, рискуя своей жизнью, простой еврей, портной по профессии, и с его помощью праведник сумел скрыться. Р. Гилель предсказал спасшему его портному, что “теперь и смерть не разлучит” их — они будут похоронены в соседних могилах (Гдолей адорот»).

В последние годы жизни р. Гилель был главным раввином и главой раввинского суда г. Бобруйска.

В этот период он из года в год объезжал обширные пространства на юге России, где в Херсонской и Екатеринославской губерниях расселились многочисленные хасидские семьи, бежавшие из Белоруссии от неурожаев и голода. Р. Гилель наставлял переселенцев закону и помогал им сохранять живую связь с еврейской традицией. Он умер во время одной из таких поездок, в Херсоне, в 5624 /1864/ году, и был с большим почетом похоронен на местном еврейском кладбище.

Спустя короткое время, в ненастный зимний день, в Херсоне умер неизвестный никому еврей-странник, и его похоронили, выбрав первое свободное место на заваленном снегом кладбище. А когда сугробы растаяли, обнаружилось, что его похоронили прямо рядом с могилой р. Гилеля. По удостоверению, найденному членами похоронного братства в кармане умершего, удалось установить, что он уроженец г. Паричей. В ответ на извещение о смерти родственники умершего сообщили, что он был тем самым портным из Паричей, который однажды спас р. Гилеля от рук городовых (Гдолей адорот).

Толкования Торы, принадлежащие перу р. Гилеля из Паричей, собраны в книге Пелах аримон (Долька граната).

Многие его задушевные нигуны (мелодии) приобрели популярность среди хасидов Хабада — среди них и чарующая мелодия, на которую часто исполняется в третью субботнюю трапезу песня Аризаля Бней эйхала дихсифин (Жаждущие обитатели дворца).

 

С разрешения издательства Швут Ами