Раби Элазар бен Азария — один из выдающихся мудрецов ешивы в Явнэ, бывший короткое время наси, а затем — верховным судьей.
Раби Элазар происходил из коэнского рода Эзры, главы народа в период возведения Второго Храма. Кабалисты указывают, что он был также воплощением души Эзры, а последующим воплощением этой души стал выдающийся комментатор Торы Авраам Ибн Эзра (см.) ( Седер адорот).
В год разрушения Храма ему было не более 15 лет. В последующие годы он учился в Явнэ у р. Элиэзера бен Орканоса.
Когда мудрецы Явнэ временно отстранили рабана Гамлиэля (см.) от руководства Санхедрином за неучтивость, проявленную по отношению к р. Йеошуа (см.), вместо него на пост наси был избран р. Элазар бен Азария — поскольку он был «и мудрец, и богач, и потомок Эзры» ( Брахот27б).
В Талмуде рассказывается, что, хотя в момент избрания р. Элазару исполнилось всего 18 лет, он поседел в одну ночь и стал выглядеть почтенным старцем (там же 28а).
Он провел важную реорганизацию в ешиве: если р. Гамлиэль допускал к занятиям только самых выдающихся ученых, то р. Элазар бен Азария, «устранив привратника, охранявшего вход в дом учения, разрешил присоединиться к занятиям всем желающим» (там же). В Талмуде сообщается, что «в тот день пришлось добавить 400 скамеек» для новых учеников.
И после возвращения р. Гамлиэля к своим обязанностям, р. Элазар бен Азария, избранный верховным судьей, продолжал возглавлять работу ешивы и Санхедрина вместе с ним.
Р. Элазар бен Азария изучал Тору вместе с р. Акивой ( Санхедрин38б), а также с р. Йеошуа, р. Тарфоном (см.) и р. Ишмаэлем (см.) и был особенно дружен с ними ( Ядаим4:3).
Он унаследовал огромное богатство. Так, в трактате Шабат (54б) сообщается, что только «на десятину р. Элазар бен Азария каждый год отделял от своих стад по 12 тысяч тельцов». Он стал символом благосостояния в глазах современников — в Талмуде сказано: «Увидел р. Элазара бен Азарию во сне — жди богатства» ( Брахот 57б).
В трактате Авот (3:17) приведено несколько его изречений. Он говорил: «Без Торы не может быть нравственности, а без нравственности — нет Торы». И еще он учил: «Тот, чья ученость превосходит его добрые дела,… подобен дереву, у которого ветвей много, а корней мало: налетает ветер и вырывает его, и валит наземь… Но тот, чья добродетель превосходит его ученость, подобен дереву с немногими ветвями, но со множеством корней: если даже все ветры мира обрушатся на него, они не сдвинут его с места».
Ему же принадлежит знаменитое изречение: «Без хлеба — нет Торы, без Торы — нет хлеба» (там же). Комментаторы поясняют: не имея хлеба, человек не сможет посвятить себя изучению Торы; а хлеб — и все материальные блага — дается миру в заслугу изучения евреями Торы (Раши; Альших).
.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»