Раби Абба-Мари бар Моше Аярхи — один из духовных лидеров своего поколения.
Родился в г. Люнеле, старинном центре изучения Торы.
В 5063 /1303/ году, поселившись в более крупном городе Монпелье, р. Абба-Мари столкнулся с тем, что многие молодые евреи, забросив занятия Торой, посвящают все свое время изучению философии и естественных наук, — в результате некоторые из них отходят от веры и воспринимают все сказанное в Торе лишь как философские аллегории.
Свою борьбу за честь Торы р. Абба-Мари начал с того, что написал книгу Аяреах (Луна), посвященную основам еврейской веры (с названием этой книги связано прозвище, под которым он вошел в историю еврейской мысли: «Аярхи» — т.е. автор «Луны»).
Наряду с этим, р. Абба-Мари обратился за помощью и поддержкой к Рашбе (см.), духовному лидеру евреев диаспоры. В 5065 /1305/ году, признав его правоту, Рашба выступил в главной синагоге Барселоны и объявил херем, запрещающий молодым людям, не достигшим двадцати пяти лет, изучать сифрей яваним (греческие книги), за исключением трудов по медицине и астрономии, необходимых для профессионального становления. Этот херем поддержало большинство общин Франции и Испании.
Лагерь сторонников р. Аббы-Мари в этой борьбе возглавлял выдающийся законоучитель р. Ашер бар Йехиэль (Рош; см.), а во главе оппонентов стоял р. Менахем Меири (см.), ученик знаменитого философа р. Реувена из Нарбонны.
Когда в 5066 /1306/ году, в самый разгар дискуссии, последовало изгнание евреев из Франции, р. Абба-Мари был вынужден переселиться ближе к испанской границе, в г. Перпиньян. В этом городе, где жил его основной оппонент р. Меири и позиции защитников философии были особенно сильны, р. Абба-Мари Аярхи опубликовал свою новую книгу Минхат канаут (Приношение ревности), в которой подытожил аргументы сторон и привел документы и материалы, связанные с этой дискуссией.
С разрешения издательства Швут Ами