Овадья (עובדיה ум. в 3043 году /717 г. до н.э./) — пророк в период Первого Храма.
Гер из Эдома, страны потомков Эсава (Санхедрин 39б; Танхума, Тазриа 8; Ваикра раба 18:2; Раши, Овадья 1:1).
В Танахе о нем сказано: «Овадья был очень богобоязнен» (I Мелахим 18:3). А в Талмуде подчеркивается, что даже про праотца Авраама (см.) в Торе сказано просто «Теперь Я знаю, что ты богобоязнен» (Берешит 22:12), но не добавлено «очень», как по отношению к Овадьи (Санхедрин 39б).
Учился у пророка Элияу (см.) (Седер адорот 3021; Оцар ишей аТанах, Овадья).
После того, как в 3021 году /739 г. до н.э./ над северным царством — Израилем — воцарился Ахав, взявший в жены дочь финикийского царя Изэвель, Овадья стал главным смотрителем царского дворца в Шомроне (Самарии) (I Мелахим 18:3, Мецудат Давид; Седер адорот).
В период трехлетнего голода, наступившего по предсказанию Элияу в качества кары за грехи царя Ахава, идолопоклонница Изэвель повелела убить всех пророков Б-га. Но Овадья сумел спрятать сто пророков в двух пещерах, по пятьдесят в каждой, и кормил их (I Мелахим 18:3-4, Раши; Седер адорот). В те годы было крайне трудно обеспечить пищей такое количество людей, а еще труднее — водой. И хотя Овадья был очень состоятельным человеком, он растратил на пропитание пророков всё свое состояние, и вынужден был брать деньги взаймы (ИТ, Пэа 1:1; Шмот раба 31:4).
В заслугу спасения пророков Овадья удостоился дара пророчества (Санхедрин 39б), хотя, как правило, этого высочайшего духовного уровня способны достичь только те, кто рожден в еврейской семье (Раши).
В пророческой книге Овадьи предсказано конечное избавление еврейского народа и гибель потомков Эсава.[1]
В Талмуде переданы слова Творца: «Пусть придет Овадья, живший среди двух нечестивцев (имеются в виду Ахав и Изэвель) и не научившийся их поступкам, и изречет пророчество о нечестивце Эсаве, который жил среди двух праведников (подразумеваются Ицхак (см). и Ривка) и не научился их поступкам» (Санхедрин 39б, Раши).
Предсказание Овадьи начинается со слов: «Так сказал Г-сподь Б-г об Эдоме» (Овадья 1:1). И далее передано грозное предостережение, обращенное к Эсаву и его народу: «Из-за разорения брата твоего, Яакова (здесь предсказано разрушение Второго Храма; Радак), покроет тебя стыд, и ты будешь истреблен навсегда. …Ведь близок день Б-жьего [суда] над всеми народами: как поступал ты, так поступят с тобой, то, что ты заслужил, обратится на твою голову» (там же 1:10 и 1:15).
А для еврейского народа в тот грозный час «спасение будет на горе Сион, и станет она святыней, и получит народ Яакова во владение свое наследие. И будут потомки Яакова огнем, и потомки Йосефа — пламенем, а народ Эсава — соломой, и не будет уцелевшего в народе Эсава» (там же 1:17-18).
Тогда «изгнанное войско сынов Израиля …унаследует города Негева (т.е. места, где первоначально жили потомки Эсава; Раши), и взойдут спасенные на гору Сион, чтобы судить гору Эсава, и царство будет у Б-га» (там же 1:20-21).
Только пророк Овадья, происходивший из потомков Эсава, в точности и в подробностях знал о том, как в будущем Творец поступит с потомками Эсава, — но от остальных пророков эти подробности были скрыты (Зоар 1, 171а).
Пророк Овадья умер в 3043 году /717 г. до н.э./, одновременно с царем Ахавом (Зоар хадаш, Рут 82г).
[1] Согласно еврейской традиции, потомками Эсава-Эдома являлись римляне, разрушившие Храм и изгнавшие евреев со Святой Земли. А наследниками римской цивилизации стали христианские народы, истреблявшие и преследовавшие сынов Израиля в течение многих столетий (см. Радак и Мальбим, Овадья 1:1).
с разрешения издательства Швут Ами