Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
507 авторов63 активных443 современных27 — прошлых поколений397 мужчин74 женщин

Иосиф Флавий

Публиковался на Толдоте в январе 2009 года

Оглавление

Иосиф Флавий — Иосиф бен Матитьяу ↓

Краткая биография ↓

Отношение к трудам Флавия ↓

Иосиф Флавий — Иосиф бен Матитьяу [↑]

Иосиф Флавий — знаменитый историк еврейского происхождения, настоящее имя — Иосиф бен Матитьяу. Жил в I-м в.н.э. (ок.38 — после 100 гг. н.э.), в эпоху Великого иудейского восстания и разрушения Храма. Иосиф бен Матитьяу, будучи одним из еврейских военачальников, попал в плен к Веспасиану, однако не был казнен. После разгрома восстания Иосиф стал гражданином Рима и был принимаем при дворе своих патронов Флавиев, чье семейное имя и получил сам.

Иосиф Флавий известен благодаря его трудам по истории Иудеи и евреев — в первую очередь, это «Иудейская война» и «Еврейские древности», в которых Иосиф Флавий описал важные факты из Еврейской истории и те события, свидетелями которых он был сам. Эти труды являются для историков ценным источником сведений о периоде Второго Храма и о той трагедии, которая произошла при его разрушении.

Краткая биография [↑]

Биографию Иосифа Флавия мы знаем, в большинстве своем, из его собственных сочинений. Родился Иосиф бен Матитьяу в знатной семье священника-коэна, а его мать происходила из правящего дома династии Хасмонеев (Хашмонаим).

Получил хорошее еврейское образование, однако, наряду с Торой и традициями также изучил греческий язык. Знание греческого, возможно, помогло ему стать участником депутации еврейских старейшин в Рим.

По возвращению в Иудею главы готовящегося восстания поручили Иосифу бен Матитьяу укрепление городов Галиллеи. При этом, по словам самого Флавия, на самом деле сторонником восстания он не был и понимал всю опасность и возможные последствия вражды с Римом. Тем не менее, под его руководством еврейский гарнизон мужественно держал осаду крепости Йодфата в течение 47-ми дней. После падения крепости Иосиф бен Матитьяу попал в плен к Веспасиану, тогда — командующему римской армией.

Если верить Флавию, он предсказал Веспасиану императорскую власть в будущем. Тот сначала не поверил, однако вскоре император в Риме умер, и Веспасиан оказался самым реальным претендентом на трон. Однако, достоверность этого под сомнением, так как описание встречи Флавия с Веспасианом очень похоже на историю спасения раби Йоханана бен Заккая, рассказанную в Талмуде.

Как бы то ни было, Веспасиан освободил Иосифа и оставил в качестве помощника своему сыну Титу, будущему разрушителю Храма. Будучи вольноотпущенником, Иосиф получил фамильное имя своего господина и с тех пор именовался «Флавий». Он участвовал в осаде Титом еврейских городов в качестве парламентера от римлян и присутствовал при взятии Иерусалима.

Отношение к трудам Флавия [↑]

В своих сочинениях Иосиф Флавий заявляет, что он старался беспристрастно описывать события, включая войну евреев против римлян. И есть те, кто высоко оценивает труды Иосифа Флавия как довольно-таки достоверные исторические свидетельства.

Однако, согласно ряду мнений, при внимательном анализе его текста вскрываются некоторые противоречия. Например, он не упоминает о своих неудачах, а в описаниях действий Веспасиана и Тита есть косвенная похвала, их поведение вполне могло быть приукрашено историком, а некоторые факты могли замалчиваться или видоизменяться (возможно, вынужденно — ведь он практически полностью зависел от своих патронов).

Отношение к Флавию в иудаизме не однозначно. С одной стороны, Флавия относят к сторонникам фарисеев (прушим), то есть иудейский мудрецов и книжников. Многие его произведения, например, трактат «Против Апиона», были написаны с целью ознакомить античный мир с историей и культурой евреев и развенчать устойчивые предубеждения против еврейского народа и иудаизма. С другой стороны, при сравнении его книг со свидетельствами Талмуда и других еврейских источников часто есть расхождения. Иногда бывает так, что в самом изложении того или иного факта Иосиф Флавий не погрешил против истины, но картина, которую может понять читатель из его сочинений будет иная, нежели после прочтения других источников. Поэтому его свидетельства о значимых событиях, согласно мнению большинства раввинов и авторитетов, можно принимать лишь с немалой долей сомнения.

В тему, посвященную этому автору