Район Рамот (на иврите означает «возвышенности», «высоты») — один из жилых районов Иерусалима. Район основан в начале 1970-х гг., вскоре после Шестидневной войны 1967 года. Задумывался Рамот как отдельное поселение, северный пригород Иерусалима, но быстро вошел в черту города. Район строился постепенно, и каждую его часть называли согласно порядку букв еврейского алфавита, одновременно означающих числа. Так возникли Рамоты Алеф (1), Бэйт (2), Гимель (3), Далет (4), 06 (или Вав), а также относящиеся к Рамоту Далет Рамот Полин («Польский») и Унгвар («Венгерский»), названные так потому, что их заселили совладельцы польского и венгерского квартирного товарищества-кооператива.
На сегодняшний день население Рамота составляет более 50 тыс. человек. Примерно 20% жителей — новые репатрианты, большинство из которых — наши бывшие соотечественники.
Оглавление
Природные особенност и Рамота [↑]
Район построен на живописном склоне Иудейских гор. Даже сейчас, когда он густо населен, из каждого окна открывается удивительная панорама на Иерусалим и его окрестности.
Рамот — один из самых высоких районов в Иерусалиме и, наверное, один из самых «продуваемых». Для Эрец Исраэль, где жаркой летней ночью невозможно заснуть от духоты, Иерусалим вообще и, в особенности, Рамот, являются исключением. В разгар лета здесь к вечеру поднимается ветер, температура падает и, несмотря на то, что днем было жарко, к ночи вам может понадобиться теплая одежда.
Рамот — часть святого города Иерусалима [↑]
В молитве Шмонэ Эсрэ мы говорим 3 раза в день: «Верни нас в Иерусалим — святой город!» Поэтому неудивительно, что религиозные евреи и в особенности те, кто делает алию и возвращается к религии, стремятся поселиться именно в Иерусалиме. Как и другие районы Иерусалима, Рамот изначально задумывался как место проживания нерелигиозных семей. Однако жизнь взяла свое.
Любопытна в этой связи история Рамота «Полин». Этот микрорайон был местом архитектурного эксперимента: дома там построили в виде шестигранных сот. Издалека это выглядит интересно, однако вблизи кажется, что панели дома летят в разные стороны под всеми возможными углами от какого-то страшного землетрясения. Понятно, что в эти соты (за которые авторы проекта получили Израильскую государственную премию, как за лучший проект года) согласились въехать только неприхотливые религиозные семьи.
Появившиеся впоследствии ешивы и синагоги завершили процесс «харедизации» Рамота, и сейчас можно сказать, что все «возвышенности» заселены преимущественно религиозными людьми.
Рамот — столица русской Торы [↑]
По-видимому, нет другого района со столь высокой концентрацией русскоязычного религиозного населения.
Как попали сюда «русские?»
В силу особой святости Иерусалима, этот город стал одним из самых дорогих в мире. Вот почему выходцы из бывшего Советского Союза обживали, в основном, его окраинные районы. Кроме того, Рамот постепенно становился религиозным, и это также привлекало «русские» семьи, искавшие подходящее окружение для своих детей.
В Рамоте обживались все разнообразные виды религиозных евреев: бухарские, грузинские, хабадники, «дати леуми» и др.
В 1987 году возник Хабадский район между улицами Минц и Шиф в Рамоте Далет и знаменитый 345-й дом, построенный при поддержке канадского миллиардера Райхмана для религиозных репатриантов из бывшего Союза. Эти проекты объединили десятки семей, которые стали ядром «русского» Рамота.
В начале 90-х при ешиве а-Ран рав Игаль Полищук открыл русское отделение. За последующие годы много десятков молодых семей, привлеченных возможностью учебы у него, переехали в Рамот.
Кроме этих групп, в Рамоте проживает очень много и как бы «отдельных» русскоязычных религиозных людей. И кого только мы среди них ни найдем: писателей и бизнесменов, докторов и ученых, программистов и музыкантов.
Что объединяет их всех? То, что каждый день (некоторые по два часа, некоторые в течении целого дня) они учат Тору. Тора объединяет всех.