Темы: Свобода выбора и предопределенность, Смерть, Жизнь, Рав Эльяким Залкинд, Праведники, Заслуги
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемые! В Торе часто делается акцент на долгие годы жизни праведников в контексте их заслуг, или на сокращение лет их жизни из-за ошибок и неточностей в выполнении воли Бога. Получается, что продолжительность жизни человека зависит напрямую от его заслуг?
Но мы, в то же время, часто можем наблюдать противоположную картину. Умирают в самом расцвете сил хорошие люди или ни в чем не повинные дети. К примеру, совсем недавно террористы убили в Израиле раввина, работавшего на скорой и безвозмездно оказывавшего помощь людям. И есть много других подобных примеров. Как Вы разъясните этот парадокс?
Преждевременная смерть — это наказание или что-то иное в Божественном провидении? Спасибо. С уважением, Виталий. Также спасибо за ответы на предыдущие вопросы.
Уважаемый Виталий,
Разделим Ваш вопрос на две части:
1. Зависит ли продолжительность жизни от заслуг и провинностей человека?
2. Что означает преждевременная смерть: наказание это или что-то иное?
Начнем со второго. Подумаем: разве мы знаем срок, отведенный каждому, кто приходит в этот мир, чтобы говорить о преждевременности его ухода? Ведь у каждой души свои задачи, испытания и исправление, которые она должна пройти. И обычно после решения этих задач ее забирают из мира для решения иных задач, в ином месте.
И зависит все это от несчетного числа факторов — собственной сути души, ее корня, от накоплений и долгов, оставшихся от предыдущих воплощений. Речь идет о долгах перед Всевышним, перед другими людьми, перед собой, своими задачами. Так, например, если душа почти завершила свое исправление и не хватает только работы и испытаний, для прохождения которых достаточно только родиться в этом мире и уйти из него, — она может воплотиться в ребенке, который уйдет вскоре после рождения. Или проживет несколько лет, чтобы выполнить что-то еще недостающее. И т. д.
И поскольку, когда речь идет о конкретном человеке, мы не можем знать его задач и сроков, мы не можем и сказать, что он ушел преждевременно. Напротив, скажем, что ушел точно в свой срок. Обстоятельства же этого ухода, даже иногда трагические, были лишь необходимым испытанием для него и для окружающих, каждому — в соответствии с планами и задачами, данными его душе.
Теперь обратимся к первой части Вашего вопроса. Действительно, мы находим в Торе и Традиции, передаваемой нашими мудрецами, случаи, когда были изменены сроки ухода человека из этого мира. Так, первому человеку, Адаму, после его нарушения было отведено 1000 лет жизни, но прожил он, как сказано в Торе, 930 лет. И Традиция говорит, что 70 лет по его просьбе были отданы душе царя Давида, которой прежде полагалось оставить мир сразу после рождения. Благодаря «подарку» Адама царю Давиду дано было прожить 70 лет. Праотцу Аврааму было назначено 180 лет (так же, как его сыну Ицхаку), но прожил только 175. Всевышний ускорил его уход, чтобы не дать увидеть, как его внук Эсав оставит его путь, и позволить умереть спокойно, в «доброй седине». Сара ушла в возрасте 127 лет, «раньше времени», Яаков в 147, на 33 года раньше своего отца Ицхака — в каждом случае мудрецы сообщают нам причины преждевременного ухода. И таких примеров, как Вы сказали, немало.
Есть и случаи продления жизни. Так, царю Хизкияу были дарованы 15 дополнительных лет благодаря его раскаянию и молитве. У мудрецов есть два пути объяснения: одно — ему были возвращены годы, отведенные изначально, второе — Всевышний добавил ему годы к отведенным изначально. Много подобных примеров и в Талмуде. И на протяжении всей истории, и сегодня нам известны случаи, когда по благословению праведников или за определенные заслуги человека удостаивался долголетия. Или рано покидал этот мир из-за своих преступлений, мера за меру. Так что, действительно, существует зависимость продолжительности жизни человека от его поступков, жизнь может быть как продлена, так и, не дай Б-г, сокращена.
Однако во всех этих и многих других случаях «изменения» продолжительности жизни, даже после всех объяснений причин, безусловно, Провидение Всевышнего стояло за всем. И то, что было предопределено каждому человеку, исполнилось в точности. Ведь и в самой Торе, которая хранилась у Всевышнего задолго до сотворения этого мира (как сообщает Традиция), уже было записано, что Авраам проживет 175 лет, Яаков — 147, а Моше — лишь 120 и не войдет в Землю Израиля. А кого-то за его преступления поглотит земля во время странствий в пустыне. И т. д., и т. д. Как сказали наши мудрецы в трактате Авот (3, 15): «Все предопределено, а свобода (выбора) дана, и по милосердию судится мир…»
С уважением, Эльяким Залкинд
Рав Реувен Пятигорский
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Бенцион Зильбер
Где можно получить полную информацию о 36 тайных праведниках?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Реувен Куклин
Рав Бенцион Зильбер
Отвыкнуть от привычного нарушения невероятно трудно, и величина усилия, необходимого для искоренения привычки, соответствует величине нарушения…
Рав Бенцион Зильбер
Продлить жизнь на час?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Эльяким Залкинд
Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.