Праведный раби Иссахар-Дов из Бельза[1] говорил, что его отцу — святому праведнику раби Йеошуа[2] — рассказывали: автор книги «Бней Иссахар»[3] любил ходить по улицам Динова в ночь Песаха, чтобы слушать, как жители города проводят святой Седер.
Проходя мимо дома одного простого еврея, он услышал:
— О четырех сыновьях говорит Тора…
Один! — закричал вдруг закричал хозяин громко, словно читая Шма, — мудрый,
Один! — греховный,
Один! — наивный,
Один! — который не умеет спрашивать.
Раби не мог не заглянуть в дом, ему очень хотелось понять, в чем смысл этих громких возгласов, почему этот еврей из отрывка о четырех сыновьях сделал «Шма Исраэль». Хозяин дома ответил:
— Я простой еврей, и отец научил меня, что нужно с особой силой произносить слово «Один».
Раби Иссахар из Бельза сказал, что, когда его отец услышал об этом, он изменился в лице. Так раби Иссахар понял, что здесь скрыт намек на нечто великое и важное. Он объяснил это так. Тора говорит: «Святы будьте, ибо свят Я, Б-г, Всесильный ваш. Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои соблюдайте. Я Б-г, Всесильный ваш. Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе. Я Б-г, Всесильный ваш» (Ваикра 19:2-4).
Это говорит нам: есть евреи, достигшие святости, для которых Всевышний действительно является Б-гом. Есть евреи, для которых трепет перед родителями — как трепет перед Небесами, и они соблюдают субботу. Для них тоже Всевышний — их Б-г. А у некоторых и этого нет, но они хотя бы не служат идолам, а значит, Всевышний также является их Б-гом.
Таким образом, «Один» несет исправление каждому из четырех сыновей!
Еще кое-что об исправлении узнаем из ответа сыну, который не умеет задавать вопросы. Сказано: «Ты открой ему», причем слово «ты» в данном случае женского рода: ат, а не ата. Этому есть несколько объяснений. Одно из них: мать больше старается подобрать правильные слова для каждого из детей, чем отец, а сын, который не умеет спрашивать, нуждается в более мягком подходе. Как при любой учебе: начинают обучать детей понемногу и мягко и лишь постепенно увеличивают нагрузку (Мэкарван лэ-Тора).
[1] Раби Иссахар-Дов Рокеах (5614-5687 / 1854-1926, Восточная Галиция), глава белзских хасидов.
[2] Раби Йеошуа из Бельза (5585-5654 /1825-1894, Восточная Галиция), глава белзских хасидов.
[3] Раби Цви-Элимелех из Динова (Дынува; 5543-5601 / 1783-1841, Галиция), хасидский наставник, автор книги «Бней Иссахар».
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
Коэну легче быть назиром?
Рав Бенцион Зильбер
Назореи давали обет безбрачия?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Бемидбар»
Рав Натан Агрес
Почему в современном иудаизме нет таких течений, как ессеи?
Рав Яков Шуб
Как вино связано с Будущим миром и внутренней сутью вещей?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Натан Агрес
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Рав Бенцион Зильбер
Письмо странное, но вдруг информация правдивая?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв